В последнее время, у жителей Пензы понемногу просыпается интерес к Ахунскому дендрарию. В местных СМИ и на информационных порталах появляются описания этого памятника. О нём начинают говорить как об особой достопримечательности, которая будет любопытна гостям города. Он даже появился на картах Гугл и Яндекс.
Если быть предельно кратким, то Ахунский дендрарий – это памятник природы, располагающийся в городской черте и краем примыкающий к заборам домов 2-й Питомниковой улицы (микрорайон Ахуны, выше церкви). Над его созданием кропотливо потрудилось не одно поколение лесоводов. Первые посадки деревьев-экзотов стали проводиться здесь ещё в 1890-х годах. Именно здесь следует искать старейшие в городе ели и лиственницы. Особым украшением памятника служат группы сосен Веймутова, отличающиеся серым гладким стволом и синеватой хвоей. Здесь же располагается целая роща маньчжурских орехов, аллея канадских тополей и т.д. Деревья и кустарники, которые сейчас растут на территории Ахунского дендрария, были в разное время привезены из различных районов Земного Шара. По числу деревьев-экзотов памятник может конкурировать с Ботаническим садом им. И.И. Спрыгина.
О том, что Ахунский дендрарий представляет большую ценность, было известно ещё давно. Например, статус особо охраняемой природной территории он получил ещё в мае 1983 года решением Исполнительного комитета Пензенского областного совета народных депутатов (ссылка). И вплоть до конца 90-х годов о памятнике неплохо заботились. Его очищали от валежника, проводили рубки ухода, высаживали новые растения. Но то ли в 2000-х, то ли в начале 2010-х все работы по благоустройству Ахунского дендрария были заброшены, и его состояние начало стремительно ухудшаться.
Сейчас оно близко к катастрофическому. В том, что мы можем легко потерять этот памятник природы можно убедиться, просто предприняв небольшую прогулку по его аллеям.
Негостеприимно встречает он посетителей. В былые времена в дендрарий вело три дороги: одна из Ахун со стороны церкви, вторая со стороны санатория им. С.М. Кирова, третья – из Засурья. Теперь более или менее безопасно подобраться к дендрарию можно только со стороны «Кировки». Путь со стороны церкви зарос, а дорожка из Засурья основательно засыпана ветроломом и валежником.
Кстати, именно валежник можно назвать главным бедствием памятника. Те, кто знал Ахунский дендрарий в лучшие для него времена, не может не вспомнить, что он делился не только на большие кварталы, разделённые просеками, но и на маленькие квартальчики, между которыми находились сравнительно небольшие дорожки. Расстояние между ними составляло не более 50 метров. Дорожки покрывали частой сеткой площадь всего дендрария, и давали возможность без труда подобраться к любому растению, где бы оно ни находилось. Благодаря этим тропинкам можно было легко спилить и вывезти погибшее дерево, не тревожа соседние растения, можно было, не забираясь в дебри, провести осмотр состояния деревьев и кустарников, своевременно обнаружить появление вредных насекомых или грибов-паразитов и т.д., наконец, можно было дополнительно посадить молодую ель или лиственницу. Для отдыхающих эти небольшие аллеи тоже были как бальзам на душу: они давали возможность обойти весь дендрарий и осмотреть все его достопримечательности.
Теперь всё не так. Опавшие ветки и стволы деревьев, а также засохшие кустарники не дают возможности пройти. Кроме того, ветролом глушит молодые растения, затрудняя естественное возобновление деревьев-экзотов, поэтому неудивительно, что их численность в последнее время стремительно падает. Кроме того, валежник превратился в рассадник клещей, и люди нередко обходят дендрарий стороной, из опасений встречи с опасным членистоногим.
Особенно сильно от ветролома страдает северная часть дендрария, где располагается ельник. Массовая гибель ели европейской началась после жаркого лета 2010 года. Большинство засохших деревьев так и не было вывезено. Они остались лежать на месте, образовав непроходимые завалы. Летом сухие деревья и ветки донельзя увеличивают пожарную опасность.
Другая проблема, связанная с Ахунским дендрарием, – это отсутствие каких бы то ни было рубок ухода без которых памятник просто зарастает малоценным кустарником. Самый наглядный пример здесь – процесс превращения большой поляны, являющейся своеобразным центром всей планировки памятника, в непроходимые заросли.
С разных сторон поляна обставлена группами клёна полевого, ясеня обыкновенного, лиственницы сибирской, сосны Веймутова, жёлтой акации и др. Ещё лет десять назад здесь было очень красиво. Но сейчас от былой привлекательности не осталось и следа. Путь к поляне преграждает мёртвая берёза, с корнем вывернутая ветром. За ней, своеобразный живой шлагбаум образуют стволы двух лип, которые, по каким-то причинам перешли из вертикального положения в горизонтальное, да так и остались в полулежащем состоянии. За липами начинаются заросли осины и североамериканского клёна – известного паразита наших лесопарков. Этими дебрями занята половина поляны, и они разрастаются всё сильнее и сильнее.
Памятник гибнет, в самом буквальном смысле, на глазах. Он запущен донельзя. Растения-экзоты, некоторым из которых уже больше ста лет, продолжают засыхать на корню, и на их месте появляются те самые заросли, которые хорошо знакомы нам по пригородным пустырям. Ахунский дендрарий необходимо спасать. Иначе мы потом просто не сможем разобрать, где он был этот памятник природы, над которым так долго работали лесоводы двух последних столетий и так активно писали региональные СМИ последнего десятилетия.
Д.С. Иконников
Читайте также по теме:
Достопримечательности микрорайона Ахуны
Связаться с нами:
Связаться с нами, высказать замечания, поделиться идеями или предложить материалы можно по электронному адресу: geosmiinfo@mail.ru
Поддержать проект:
Поддержать проект можно переводом на счёт № 40817810348008954923 (Сбербанк) или при помощи приложения Юmoney: