О Золотарёвском городище в Пензенской области знают почти все. О нём пишут журналисты и краеведы, его историю проходят в школе, о нём снимают фильмы. В его окрестностях даже ежегодно проводится исторический фестиваль. Герб Пензенского района и тот украшен артефактом с Золотарёвского городища. Все называют этот археологический памятник уникальным, единственным в своём роде. Но, не смотря на это, создаётся впечатление, что жители Пензы и области слишком туманно представляют себе, что это за объект, и в чём заключается его неповторимость. Попробуем разобраться в этом.
Находится этот памятник приблизительно в 20 км от Пензы, рядом с селом Золотарёвка. Городище расположено на мысу, образованном двумя глубокими оврагами. Один из них называется Кудеяровым, в честь легендарного разбойника.
Места здесь и вправду разбойничьи. Совсем недавно всю округу занимал густой лес, заваленный буреломом и изрезанный многочисленными оврагами, в которых кишели ядовитые змеи. Кроны деревьев плотно смыкались над головой, даже в солнечные дни здесь царили полумрак, холодная сырость, а летом – ещё и бесчисленные комары и клещи.
Первые поселенцы
Но, хотя места эти и выглядели негостеприимными, люди поселились здесь очень давно. Вот, например, на стрелке мыса при слиянии Кудеярова и Безымянного оврагов первое известное поселение появилось ещё в позднем бронзовом веке. Оно было основано представителями срубной археологической культуры во II тыс. до н.э.
Своё название она получила благодаря характерному погребальному обряду. Когда умирал один из соплеменников, срубники помещали его тело в скорченном положении вместе с погребальной пищей, оружием и другими вещами, в не слишком глубокой яме. Иногда, по краям погребальной камеры сооружалась конструкция из деревянных плах наподобие сруба. Так что тело умершего оказывалось в своеобразном ящике, а над погребением, как правило, насыпался курган.
Когда-то срубная археологическая культура занимала огромные пространства степной и лесостепной полосы Восточной Европы. Срубники были скотоводами (разводили коров, овец и свиней). Они умело держались в седле и были хорошо знакомы с техникой обработки металла. Они предпочитали селиться на высоких берегах рек и оврагов. На пойменных лугах было удобно пасти скот. А здесь выбор места для поселения диктовался ещё тем, что была близка северная граница срубного ареала. Велика была вероятность столкновения с северными соседями, обитавшими в лесной зоне Верхнего Поволжья.
Почему было выбрано именно это место?
Дело в том, что это место имело стратегическое значение. Золотарёвское городище находится на возвышенности. До открытия Пензенского водохранилища неподалёку располагались броды через реку Суру. Стоило забраться на высокое дерево, и перед тобой открывался вид на переправу. А то, что нельзя было увидеть, можно было услышать.
У многих, кто бывал здесь, часто возникало ощущение чего-то зловещего. Это чувство усиливалось, когда солнце клонилось к горизонту, а сумерки сгущались. С наступлением темноты начинали слышаться отдалённые и сдавленные крики людей, лай собак, шаги, стук, непонятные шорохи. Впрочем, всё это имело самое простое объяснение. Здесь удивительное эхо. Река Сура на этом участке протекает в своеобразном ущелье между двумя высокими берегами. По вечерам, когда воздух становится особенно плотным и влажным, любой звук, будь то рёв мотоцикла на дороге или выстрел охотника, разносится на многие километры, поочерёдно отражаясь от каждого из берегов. Пройти незамеченным мимо этого места было просто невозможно.
Городецкие племена
После срубников, в раннем железном веке, на территории памятника поселились представители городецкой археологической культуры. Когда-то она занимала обширную территорию в Поволжье, на верхнем Дону и в близлежащих областях. Городецкая керамика, по всей своей поверхности покрытая характерным рогожным орнаментом. Он напоминает отпечатки грубой ткани, хорошо известна археологам. Встречена она была и на Золотарёвском городище. Но до сих пор неясно, кем были их предки и какова их историческая судьба, как они выглядели, и на каком языке разговаривали. А всё потому что до сих пор неизвестно могильников городецкой культуры. Вероятнее всего, у них был погребальный ритуал при котором, ни кости, ни прах умершего не сохранялись.
Как долго проживали на территории памятника городецкие племена, точно неизвестно. Всё, что осталось археологам от того времени, это тонюсенький культурный слой, погребённый под одной из оборонительных насыпей. Да и об этом слое археологи узнали случайно, во время исследования стратиграфии I вала. Едва ли когда-нибудь этот слой будет полноценно исследован, потому что вал сам по себе представляет большую историческую ценность и разрушать его нельзя.
Первые укрепления
Как мы уже сказали, с двух сторон треугольное в плане городище защищено мощными оврагами, тогда как с напольной стороны – четырьмя земляными валами, которые делят всю его площадь на три больших сектора. Первый вал – самый небольшой по высоте и протяжённости, и, вместе с тем самый древний. Он был насыпан здесь, вероятнее всего, ещё в VIII веке. Это был уже период средневековья, когда тут не было и в помине ни срубных, ни городецких племён, а самым многочисленным народом Посурья стала мордва. Очевидно, местные жители быстро оценили важный стратегический пункт недалеко от бродов через Суру и огородили его валом и рвом. Так здесь появилась одна из «мордовских твердей», известных нам по летописям.
Как правило, в период средневековья мордва проживала на открытых, неогороженных селищах. Но, на случай нападения воинственных соседей, строились и небольшие городища. На таких памятниках, нередко, практически нет культурного слоя, потому что люди не жили здесь постоянно. Городища предназначались для того, чтобы стать укрытиями в случае военной угрозы. Причём, надо думать, местные жители надеялись не столько на укрепления и силу оружия, сколько на то, что среди лесов и болот противник просто не найдёт их укрытия. Но история Золотарёвского городища на этом не закончилась. Ему ещё суждено было превратиться в крупный средневековый город.
Борьба за территории
X-XI века стали переломными в истории Сурско-Окского междуречья. Этот край, богатый ценными лесами с промысловыми животными и плодородными землями стал ареной борьбы между феодалами русских княжеств и Волжской Булгарии. Стремясь опередить Владимиро-Суздальских, Муромских и Рязанских князей, правители Волжской Булгарии инициируют мощную военную экспансию на территорию Верхнего Посурья.
В кратчайшие сроки его территория завоёвывается, а вдоль верхнего течения реки Суры появляется несколько десятков крепостей: Среднелиповское, Юловское, Трескинское, Сундровское, Садовские, Неклюдовские и другие городища. Как правило, такие крепости строились на пустом месте. Старые «мордовские тверди» булгары осваивали крайне редко. Но Золотарёвское городище стало исключением. Должно быть новые хозяева также быстро оценили его стратегическое значение.
После того, как на территории городища поселились булгары, в дополнение к уже существующему валу, были построены ещё три. Со временем крепость превратилась в настоящий город, вокруг которого вырос посад. К югу от городища, за оврагом появилось I Золотарёвское селище, с северо-востока, также через овраг – III селище, с напольной стороны, на почтительном расстоянии от внешнего вала, II селище.
Оборонительная система
Оборонительные сооружения Золотарёвского городища выглядят внушительно. Внешний, самый большой вал, в высоту превышает рост обычного человека. Он был возведён здесь в X или XI веке (точнее пока сказать нельзя). Строители вала явно были знатоками своего дела и строили его в соответствии со специальными технологиями, поэтому за тысячу лет своего существования он не оплыл.
Вид, открывающийся с внешнего вала, поразителен. Отсюда городище кажется неприступным. Перед валом находится ров, в котором и сейчас весной подолгу стоит вода. За рвом располагается полоса «волчьих ям», которые должны были служить препятствиями для наступавшей конницы. Городище должно было стать серьёзным препятствием на пути любого противника. А врагов у здешних жителей было предостаточно. С юга из степи могли налететь кочевники, а с северо-запада могли привести свои дружины русские князья, которые долго не могли простить булгарам, что те закрепились на верхней Суре раньше их самих.
Эпоха расцвета
Булгары принесли сюда высокую земледельческую и ремесленную культуру: они знали пашенное земледелие, гончарный круг и множество других технологий, с которыми ранее не была знакома мордва. В этом отношении соприкосновение культур было весьма полезно. Хотя и продолжалось недолго.
XI, XII и начало XIII веков были периодом расцвета Золотарёвского городища. Отчасти этому содействовало то, что в период булгарского владычества наступило время известной политической стабильности, отчасти то, что через городище проходил важный торговый путь.
Кое-что мы можем уже сказать о том, в каких условиях проживали здесь люди. Дворца воеводы здесь пока не нашли. Зато о жилище горожан, занимавших более скромное общественное положение, мы можем судить.
Жилища
Во время раскопок в III третьем секторе когда-то была найдена усадьба, где, вероятно, жили ремесленники. В том числе, были обнаружены следы жилого сооружения. Оно было слабо углублено в землю (где-то сантиметров на 40). Стены его, вероятно, были срубовыми. Размеры всего сооружения были небольшие, приблизительно 3×4 метра. Будь оно крупнее, в зимнее время в нём было бы трудно поддерживать тепло. В те времена ещё не было печей с дымоходом. И дома отапливались небольшими каменными или глинобитными очагами. Котлы с водой подвешивались над ними при помощи специальных цепей, у которых было несколько крючьев, чтобы можно было регулировать их длину.
Кроме маленьких очагов, которые должны были быть в каждом отапливаемом помещении, были ещё сравнительно большие, открытые очаги. Один такой был найден на том же III секторе, в нескольких метрах от жилой постройки. Здесь, очевидно, готовили пищу в тёплое время года. Камни уложены очень плотно и аккуратно, образуя ровную площадку, на которой можно было развести огонь, а в угли поставить горшок с водой. Логично спросить: чем же питались жители городища? Археология может ответить и на этот вопрос.
Хлеб насущный
Когда начинались раскопки в III секторе, первое, что бросилось в глаза археологам, это огромное количество глиняных черепков. Кроме того, почва на отдельных участках оказалась насыщена маленькими уголёчками, которые при ближайшем рассмотрении оказались обожжённым зерном. Судя по всему, его хранили в глиняных горшках. Анализ показал, что преобладали злаковые культуры: просо и рожь посевная. Встречалась также полба-двузернянка, овёс, ячмень, некоторые виды пшениц. Время от времени находились зёрна бобовых культур – гороха и чечевицы.
Большую часть сельскохозяйственных культур выращивали в окрестностях городища. Об этом говорят находки земледельческих инструментов. В окрестностях было найдено четыре плужных лемеха, шесть плужных ножей, детали двузубой сохи, множество серпов. Вероятнее всего, сами жители городища, ремесленники, купцы и воины, земледелием не занимались. Но здесь жили кузнецы, которые изготавливали сельскохозяйственные орудия для крестьян, живших в окрестностях. Примечательно, что накануне монголо-татарского нашествия, многие мастера закапывали серпы и лемехи в землю, ещё надеясь выручить за них хорошие деньги.
Занимались местные жители также животноводством. Культурный слой городища насыщен костями животных. Как правило, это сильно фрагментированные «кухонные останки». По данным зоологов, здесь были встречены кости коровы, овцы и лошади, мясо которой тоже употреблялось в пищу. В золотарёвском стаде не было свиньи, так как местные жители, вероятнее всего, исповедовали ислам.
Ремесло и торговля
Разумеется, жители городища и окрестностей занимались не только сельским хозяйством. Здесь жили ремесленники: оружейники и ювелиры, гончары и плотники. О весьма высоком техническом уровне, которого достигли местные мастера, может говорить, к примеру, коллекция замков, обнаруженных на памятнике и в окрестностях. Сейчас в ней находится свыше 80 целых изделий и фрагментов. Изготовить такой предмет с секретом и орнаментированным корпусом непросто.
К слову сказать, местным мастерам было, у кого поучиться. Как мы уже говорили, через городище проходил важный сухопутный торговый путь, по которому шли торговые караваны. Купцы, подчас из самых отдалённых мест везли через эти места товары и вести из Прибалтики, русских княжеств, Волжской Булгарии, Западной Сибири, Средней Азии, Китая и Персии. Так как домонгольское время в истории Восточной Европы связано с безмонетным периодом, то для платежа использовались серебряные слитки, которые рубились и тщательно взвешивались на весах, детали которых во множестве находятся на городище и в окрестностях. Само собой, немало серебра оседало в кошельках местных жителей.
Однако процветание Золотарёвского городища и торгового пути, на котором оно стояло, оказалось сравнительно недолгим. И тут мы подходим к последней, самой драматической странице в истории памятника.
Приближение конца
В 1237 году, войска Батыя двигались на Северо-Восточную Русь. Путь крупного отряда монголо-татар пролегал через Верхнее Посурье, и на его пути было Золотарёвское городище. Силы были неравны, и помощи ждать было неоткуда. Враг к тому времени прошёл огнём и мечом через всю Волжскую Булгарию. Её города лежали в руинах. Был уничтожен Биляр, «Великий город» русских летописей, который так и не был восстановлен. Едва теплилась жизнь в Булгаре и Джукетау. Исчез с лица земли Сувар. Участь сравнительно небольшой булгарской крепости, находившейся напротив излучины реки Суры, тоже была предрешена.
Принято считать, что Золотарёвское городище в 1237 году стало местом грандиозного сражения. Маловероятно, что это так. Гарнизон крепости, вероятнее всего, был немногочислен. Для монголо-татарских войск это была капля в море. И, всё же, не следует принижать значение сил защитников.
Следы сражения
На памятнике археологами было найдено большое число наконечников стрел, фрагментов доспехов, оружия и деталей снаряжения верхового коня: защитники обладали мощной конницей.
В домонгольскую эпоху среди профессиональных воинов широко распространилась своеобразная мода на предметы аскизского круга. Как правило, это небольшие и довольно изящные пряжки или накладки на ремень с навершиями в виде лилии, «ласточкиного хвоста», шлема, шатра и т.д. Часто в декоративных целях их снабжали перетяжками, а изредка даже покрывали фольгой из серебра или золота. Мода на такие изделия пришла в Восточную Европу из-за Урала, с территории Алтая, хотя европейские мастера многое добавили и от себя. Чем интересны для нас эти предметы? Тем, что они были, прежде всего, атрибутами воинов. Широкое распространение предметов аскизского круга также свидетельствует о том, что ряды защитников Золотарёвского городища состояли из тех, кому война была далеко не в новинку.
Гибель города
После упорного, но кратковременного сопротивления, городище пало. Практически все жители погибли. С той поры, находка человеческих костей и черепов не редкость для археологов.
Некогда процветавший город исчез с лица земли, и никто на протяжении семи столетий не знал о его существовании. Так продолжалось до тех пор, пока памятник не стал известен археологам. Распространено мнение, что первооткрывателем Золотарёвского городища был известный саратовский краевед, археолог и нумизмат Ф.Ф. Чекалин (1844-1893), работавший в конце XIX века. В его работах действительно упоминаются городища, обнаруженные им на территории Пензенской губернии. Но знал ли исследователь о существовании городища в окрестностях села Золотарёвки, точно неизвестно.
Поэтому первооткрывателем памятника по праву надо считать М.Р. Полесских (1908-1992), известного археолога, сотрудника Пензенского краеведческого музея. На протяжении 50-х – 70-х гг. XX века он проводит здесь первые археологические работы в том числе раскопки. Начиная с конца 90-х годов, на памятнике сравнительно масштабные работы проводит Г.Н. Белорыбкин. Он же инициировал превращение Золотарёвского городища в музей под открытым небом.
В чём уникальность?
И, напоследок, попробуем ответить на вопрос, чем уникально Золотарёвское городище? Во-первых, тем, что, наверное, нигде у нас в области не ощущаешь самого дыхания истории. Через эти места на Русь шло войско монголо-татар. Исход этого похода перечеркнул судьбы целых народов и повлиял на будущее всей Европы на много веков вперёд.
А во-вторых, археологические памятники, погибшие одномоментно, в результате стихийного бедствия (как древние Помпеи) или во время боевых действий (как то же Золотарёвское городище или Старая Рязань), всегда будут пользоваться особым вниманием. Это связано с тем, что жизнь на таких поселениях как бы замерла. Большая часть вещей осталась на своих местах, нетронутыми. И, благодаря этому, археологи могут определить, каков был быт народа, населявшего памятник, каковы были его занятия, внешние контакты и т.д. Этим уникально и неповторимо Золотарёвское городище.
Д.С. Иконников
Связаться с нами:
Связаться с нами, высказать замечания, поделиться идеями или предложить материалы можно по электронному адресу: geosmiinfo@mail.ru
Поддержать проект:
Поддержать проект можно переводом на счёт № 40817810348008954923 (Сбербанк) или при помощи приложения Юmoney: