Многие из нас задумывались над тем, как несправедливо устроен окружающий нас мир. Кому-то достаётся всё, кому-то – ничего. Одни богаты, другие бедны, одни здоровы, другие больны, одни образованы, другие невежественны, одни талантливы, другие бесталанны. Последнее выглядит особенно обидным, потому что на толщину своего кошелька, состояние здоровья и уровень образования человек худо-бедно может повлиять. А вот с талантом дело, на первый взгляд, обстоит иначе.
Недаром в русском языке синонимом слова «талант» является лексема «дар». Ведь дар – это то, что человек получает не по заслугам, а по воле дарящего (природы или сверхъестественного существа). А тот, кто делает подарки, волен вручить одному ключи от дорогостоящей машины, другому – дырявую галошу.
Но так ли несправедлива жизнь на самом деле? Есть основания считать, что нет. И речь об этом пойдёт в этой заметке. Её идею мы почти в готовом виде позаимствовали из книги Э.В. Ильенкова «Об идолах и идеалах». В свою очередь, философ опирался на работы крупных педагогов – Д.Э. Эльконина и В.В. Давыдова, и, само собой, на труды К.Г. Маркса.
О справедливости природы
Зададимся вопросом, когда у людей начинают особенно ярко проявляться различия в «способностях»? Думается, что в школе. До этого дети разнятся внешностью, физическим развитием, темпераментом. А вот различия «одарённости» проявлялась не так ярко. Но стоит усадить детей за парту, как они поделятся на двоечников и отличников.
Кто-то поспешит объяснить это тем, что ученики, якобы, от природы различаются умственными способностями, которые-де были заложены в их юные головы ещё до рождения. Но почему тогда школьники порой скатываются с пятёрок на двойки и наоборот. А как объяснить, что почти все ученики по разным предметам имеют различные оценки? И почему тогда не все отличники становятся успешными людьми, и не все двоечники – неудачниками? Получается, что в одних случаях генетика действует, в других – нет? Не рано ли сваливать все грехи на природу-матушку?
Но, может быть, дело не в учениках, а в школьной программе? Действительно, может ли её усвоение само собой сделать ученика лучше, способнее, умнее, талантливее? Наверное, только отчасти. Значит, со своими задачами программа справляется, скажем так, неблестяще. В противном случае, из школьных стен все выпускники выходили бы гениями. Но что именно в этой программе не так, и как можно её улучшить?
Немного про недостатки современной школы
Не будем пока останавливаться на том недостатке, что знания в современных школах, подаются детям, преимущественно, в готовом виде. Ученику во время учебного процесса, как правило, не доверяют самостоятельно ставить исследовательские задачи и также самостоятельно находить решения. Такой подход затрудняет не только профессиональный, но и личностный рост школьника. Но об этой проблеме надо говорить отдельно.
Сейчас же мы коснёмся другого вопроса, а именно той последовательности, в которой ученики должны получать знания. Вспомним старую байку про незваного гостя, который говорит: «Перепишите на меня свою квартиру… Ой, простите, я не с того начал. Вы в бога верите?». Герой анекдота не вызывает сочувствия, но нельзя не признать, что все мы, время от времени, оказываемся в таком же неудобном положении, по той же причине, что и он. Мы не с того начинаем. Это касается и тех случаев, когда мы начинаем изучать что-то новое.
Стоит ли говорить о том, какое огромное значение имеет та последовательность, в которой перед учеником на стол выкладываются знания, которые ему предстоит усвоить. Они должны быть разложены не хаотично, а в особом порядке.
Дорога знаний
Как известно, куда бы и с какой скоростью мы ни шли, каждый последующий шаг становится возможен только после предыдущего. Это касается и пути к пониманию чего-либо. Человек сможет освоить только то, к чему подошёл вплотную, то, к чему его ум подготовлен ранее полученными знаниями и опытом. И вот ещё: если мы идём по обычной лестнице, то можем порой перескочить через одну-две ступени. А вот при подъёме по лестнице понимания, это невозможно. Даже если мы забежим вперёд, со временем нам придётся вернуться на ту ступень, которую мы когда-то благополучно миновали.
Для того чтобы свести число таких возвратов к минимуму, надо узнать какая последовательность усвоения знаний наиболее естественна для человека. Иначе говоря, в каком порядке должны располагаться ступени, которые предстоит пройти. И, прежде всего, где находится первая ступень.
Вопрос о первой ступени особенно важен, потому что весь путь начинается именно с неё. А ведь все мы знаем, как важны первое впечатление и первый опыт. Сокрушительное фиаско в самом начале пути навсегда отобьёт у ученика вкус и охоту к учёбе.
Готовность знать
Всем известно, что нельзя преподавать высшую математику или квантовую физику в первом классе средней школы. Такие попытки заранее обречены на провал неготовностью учеников к усвоению новых знаний. Но ведь есть много других вещей, воспринять которые дети, только что севшие за парту, ещё не способны. Э.В. Ильенков очень хорошо показал это на примере математики. Как известно, в школе её начинают преподавать с чисел и счёта. Однако, «…раньше, чем люди изобрели число, счет, сложение, вычитание, деление и умножение чисел, они, по необходимости должны были пользоваться такими словами, как «больше», «меньше», «дальше», «ближе», «потом», «раньше», «равно», «неравно» и т.п. Именно в них нашли свое выражение общие количественные (пространственно-временные) соотношения между вещами, явлениями, событиями» (ссылка).
Этот отрывок хорош тем, что философ в нём наглядно демонстрирует то, в чём, по его мнению, состоит главная проблема современной школьной программы. Последовательность, в которой она даёт знания, не совпадает с последовательностью зарождения этих знаний в человеческом обществе.
Зачем нужна последовательность
Всем нам известно, что во время внутриутробного развития, организм человека как бы повторяет весь эволюционный путь, пройденный его предками. Эмбрион успевает побывать и рыбой, и пресмыкающимся. Если случится так, что он минует какую-нибудь стадию развития, то на выходе получится нежизнеспособный уродец. Нечто похожее происходит и с умом человека, который должен пройти в миниатюре те же стадии, что и коллективный разум человечества с момента его зарождения в первобытную эпоху.
Не означает ли это, что мы нашли пресловутую «первую ступень», с которой начинается восхождение к любому знанию? Получается, что для того, чтобы органично освоить какую-нибудь науку, например физику, надо понять, какими были первые ростки знания по этому предмету, пробившиеся в уме нашего далёкого предка. Но правильна ли наша догадка? А если даже она верна, то как применить её на практике? На эти вопросы мы попробуем поискать ответы в будущих выпусках.
Но если мы правы в своих рассуждениях, значит, нет людей талантливых и бездарных. И каждый может достичь заоблачных высот, причём абсолютно в любой области. Нужно только найти правильный подход к той отрасли знания, которую мы хотим изучить.
Д.С. Иконников
Связаться с нами:
Связаться с нами, высказать замечания, поделиться идеями или предложить материалы можно по электронному адресу: geosmiinfo@mail.ru
Поддержать проект:
Поддержать проект можно переводом на счёт № 40817810348008954923 (Сбербанк) или при помощи приложения Юmoney: