Археология, бедная моя археология… Как только не мучали тебя, как не издевались над тобой предприниматели и застройщики, чиновники и лжеучёные всех мастей за последнюю четверть века! Проходил ли хоть один день без того, чтобы какой-нибудь собачий сын не снёс ковшом экскаватора древний курган, чтобы поинтересоваться, не зарыто ли под ним золото скифов? Или без того, чтобы на месте средневекового городища, без экспертиз и исследований, не вырос небоскреб? Или без того, чтобы человеческие кости, мешающие прокладке трубопровода, не отправились бы на свалку? Вот тебе, бабушка и археологический объект. Все злоупотребления стали почти привычным явлением.
Законы и поправки
Конечно, есть у нас в стране законы, охраняющие памятники археологии и памятники истории вообще. Хотя бы, «Федеральный закон об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ. Вот только наши коррупционеры из числа чиновников и раньше поплёвывали на него с высоченной колокольни. Ведь жизненный принцип гласит: где пахнет деньгами, не остаётся места для науки, культуры или истории.
Но, возможно, скоро недобросовестные застройщики и вовсе забудут всякий стыд. Потому как недавно на «Официальном сайте для размещения информации о подготовке нормативных правовых актов и результатов их обсуждения» появился прелюбопытный документик. Написан он весьма мудрёным и непонятным языком. Сам я, признаюсь, долго смотрел на него, как баран на новые ворота. Пока не получил письмо с разъяснениями из Института археологии РАН.
Документ, который сейчас обсуждают, представляет собой проект Постановления Правительства РФ. Им должны быть внесены изменения в Градостроительный кодекс.
Чем страшно новое постановление
Само название «Постановления…» говорит о многом. Оно звучит так: «Об особенностях порядка определения наличия или отсутствия объектов, обладающих признаками археологического наследия, на территориях, подлежащих воздействию изыскательских, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ…». Особенно забавляет формулировка «…объектов, обладающих признаками археологического наследия…». Выходит, кроме земель, где есть археологические памятники и земель, где их нет, выделена третья категория. И юридически она ни рыба, ни мясо, ни богу свечка, ни чёрту кочерга. Мне неизвестно, имелась ли такая корявая формулировка в законах раньше (хотя понятие “археологический объект” существовало). Если это – нововведение, то ничего, кроме бед, оно нам не сулит.
Состоит это «Постановление…» из двух пунктов. Первый начинается словами «Установить, что до установления…» и представляет собой такие тяжёлые словесные нагромождения, что об их смысле местами можно только догадываться. Здесь я попытаюсь проинтерпретировать, то, что смог понять.
Содержание документа
Подпункт а) этого пункта гласит, что работы по определению «…наличия или отсутствия на земельных участках… объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия…» (да-да, именно так и сказано: «объектов, обладающих признаками объекта») можно вовсе не проводить, если на земельном участке не собираются корчевать пни, заглубляться в грунт более чем на 0,5 метра, прокладывать инженерные коммуникации, реконструировать автомобильные дороги, использовать взрывные технологии или тяжёлые ударные механизмы, а также ещё кое-какие ограничения по мелочи.
Коротенький списочек, того, что остаётся непозволительным для подрядчиков, ведущих земляные работы, имеется в подпункте г). Приглашаем всех желающих ознакомиться с ним.
Лично меня позабавил запрет на заглубление в грунт более чем на 50 см. Что автоматически означает разрешение заглубляться в него на меньшую глубину. Например, львиная доля культурного слоя многострадального средневекового Золотарёвского городища VIII-XIII вв. под Пензой лежит выше глубины 49 см от современной поверхности. Не будь памятник таким известным объектом, его, в соответствии с новыми поправками, можно было бы уничтожить практически полностью, и не понести за это никакого наказания.
Закон и реалии
Казалось бы, уже этих добавлений достаточно, чтобы на законодательном уровне полностью восторжествовал произвол недобросовестных застройщиков. Но этого чиновникам показалось мало, и они ввели в поправку также подпункты б) и в). Они оба почти идентичны по смыслу и даже по тексту.
Переведём их на литературный русский язык. Их смысл сводится к тому, что в тех местах, где высока вероятность найти археологические объекты (пп. б), равно как там, где новых находок не ожидается (пп. в), «…историко-культурная экспертиза таких земельных участков… не проводятся, а археологическая разведка проводится по решению заказчика указанных работ…». Читая эти слова, я так и вижу заказчика, отстёгивающего деньги археологам на подробную разведку. Законотворцы, наверное, когда писали это, сами давились от смеха.
Правда, чтобы подсластить пилюлю всем, кто хоть немного чтит историю своих предков, в подпунктах б) и в) добавили пару ничего не значащих фраз о том, что, если, в ходе земельных работ, всё-таки будет обнаружен какой-нибудь археологический памятник, то его, всё-таки, надлежит исследовать.
Вот только звучат эти слова как откровенная издёвка. Потому что все мы знаем, как сейчас ведутся земельные и строительные работы. Застройщик почти всегда огораживает территорию работ и ставит охрану. За этим заграждением он чувствует себя полновластным хозяином. А пересечение этих пределов иногда грозит не только испорченными нервами. Порой это представляет настоящую опасность для здоровья и жизни. Если поправки будут приняты, то строительными и иными работами безнаказанно будут уничтожены тысячи археологических памятников.
Что из этого следует?
А потому предлагаю всем, кому дорога история, зайти на «Федеральный портал проектов нормативных правовых актов». Там нужно зарегистрироваться или зайти в личный кабинет. Можно войти через ЕСИА, при помощи логина и пароля на сайте Госуслуг.
Затем следует найти законопроект по ссылке https://regulation.gov.ru/projects#npa=128409 и проголосовать против него. Мне коллеги настоятельно посоветовали пройти также в раздел «Ваши предложения». Там нужно написать несколько строк о том, почему не следует принимать этот новый законопроект. Есть подозрения, что без этого голос может быть неучтён. Тот же совет я даю своим читателям.
Д.С. Иконников
Связаться с нами:
Связаться с нами, высказать замечания, поделиться идеями или предложить материалы можно по электронному адресу: geosmiinfo@mail.ru
Поддержать проект:
Поддержать проект можно переводом на счёт № 40817810348008954923 (Сбербанк) или при помощи приложения Юmoney: