Думаю, у жителя российской глубинки слово «мажор» в первую очередь ассоциируется с хамом за рулём новенького квадроцикла или спортивного мотоцикла. Да что там глубинка. От проделок водителей металлических драндулетов ощутимо страдают обитатели пригородов и частного сектора. Лично у меня тоже накопилось немало тёплых слов в их адрес. И, кажется, настала пора высказаться.
Прежде всего, поясню, что ничего плохого в мотоцикле как транспортном средстве я не вижу. Да и в квадроцикле самом по себе, я не вижу беды. Проблема состоит не в машинах, а в их использовании. Иными словами, нет у меня претензий к тем, пользуется мото- и квадроциклами в подходящее время и в подходящем месте. Однако какое место и время следует считать подходящим?
Где и на чём подобает ездить?
Вопрос непростой. Но попробую изложить свою точку зрения. Всякий транспорт создаётся конструкторами для определённой цели. Есть мотоциклы, созданные, в основном, для утилитарных нужд. На них можно донести своё бренное тело до дачи, съездить на рыбалку, сгонять на дискотеку или отвезти домой пару мешков картошки. Есть тяжеленные мотоциклы, носящие на своих спинах байкеров. Их задача – преодолевать многокилометровые расстояния по шоссе, делая путешествие максимально удобным и безопасным.
Но есть и особая категория, которую мы здесь называем спортивными мотоциклами. Как правило, это довольно лёгкие и маневренные модели. Они предназначены, в сущности, для выступлений на потеху публике. Для транспортировки эти мотоциклы совершенно бесполезны. Путешествовать на них тоже не получится. Их место – на тренировочных полигонах и на площадках для выступлений. Назначение квадроциклов приблизительно такое же. Допускаю также возможность их использования во время военных действий или, например, для доставки медикаментов в отдалённый таёжный район. В любом другом месте ничего, кроме вреда эти драндулеты принести не могут.
Именно поэтому я никак не могу понять повального увлечения катанием на лёгких спортивных мотоциклах и квадроциклах по просёлочным дорогам, в частном секторе, в пригородной лесопарковой зоне и вообще на природе. По моим наблюдениям, эта мода начала распространяться где-то на рубеже двухтысячных и десятых годов.
Социальный подтекст
Стоит напомнить, что для подавляющего большинства в нашей стране, это было время падения доходов. После глобального кризиса 2008 года эти гонки выглядели как пир во время чумы. Ведь на дорогущих мото- и квадроциклах восседали хорошо откормленные молодые, довольные жизнью субъекты. Шлемы на их головах поблёскивали новеньким лаком. Экипировка тоже, как правило, выглядела недёшево.
При этом поражало и раздражало то нахальство, с которым разрывали эти всадники апокалипсиса тишину пригородов. Они гоняли по дачным посёлкам и частным кварталам и днём и ночью. Газовали под окнами в десять-одиннадцать часов вечера, когда обитатели дома готовились ко сну.
Ничто не могло остановить хамоватых «гонщиков». Нечем было даже пригрозить им. Ведь их пресловутые средства передвижения, в абсолютном большинстве, не имели (и не имеют) номеров. А потому нельзя было установить имя газующего нахала.
Кстати, за сам факт езды по городу или сельской местности, без государственного номера предусмотрено наказание. Но пойди, разберись, кому предъявлять обвинения, если гонщик удрал. Да и в перелеске, чтобы ловить нарушителей, пост ДПС не поставишь. Так что, не смотря на явное нарушение закона, привлечь нарушителя к ответственности почти невозможно.
Материальный ущерб
Но, пока мы говорили только о моральных страданиях тех, кто сталкивается с мото- и квадроциклистами. В то же время, они причиняют и материальный ущерб. И притом весьма существенный. Прежде всего, едва ли не главным результатом их деятельности, является порча дорог. Спортивные мотоциклы и квадроциклы являются сравнительно лёгким транспортом только с точки зрения износа шоссейных дорог. Впрочем, и тут они далеко позади оставляют скутеры-мотороллеры и велосипеды.
Но ведь в пригородной зоне, а тем более в деревнях, твёрдое дорожное покрытие – редкое явление. Грунтовка, кое-где посыпанная асфальтовой крошкой, да щебёнка – вот главные типы дорог в этих краях. Стоит ли говорить, в какое бедственное положение приводят их колёса мото- и квадроциклов? Глубокие перфораторы их колёс вгрызаются в почву, оставляя на дороге рытвины, сопоставимые со следами плуга. Крошка и щебень разлетаются под быстро вращающимися колёсами.
В результате на дороге возникают борозды различной глубины. Она зависит от тяжести махины, скорости и любви «гонщика» вилять из стороны в сторону. Часто «каскадёры» специально ездят зигзагами, подскакивают на кочках и описывают круги. Любителям порулить всё это, очевидно, доставляет небывалое наслаждение. И никто из них не переживает о тех, кому придётся идти или ехать по дороге после них. Ведь когда одна грунтовка придёт в негодность, «гонщики» поедут развлекаться на новое место. Затем – ещё куда-нибудь. А там, глядишь, и старый маршрут придёт в относительный порядок.
Краткие итоги
Но ведь дороги, по которым гоняют ошалевшие от безнаказанности хамы, предназначены не для их удовольствия. По грунтовке, кроме них, ездят пожарные расчёты и кареты скорой помощи. Что если, по милости развесёлых «гонщиков», какая-нибудь машина застрянет по дороге или опоздает на вызов? По лесным дорожкам люди ходят в магазины и аптеки, на работу и прогулку. Как же тогда быть, если из-за колёс мото- и квадроциклов, эти тропы становятся практически непроходимы. Особенно после затяжных дождей.
А ведь разрушение дорог – это только одна проблема, связанная с «гонщиками». На самом деле, они вызывают куда больше бед, чем мы перечислили. При возможности, мы ещё вернёмся к этому вопросу. Но и этого достаточно, чтобы понять: «каскадёры» на мото- и квадроциклах представляют собой серьёзную проблему. И эту проблему надо как-то решать. Благо, для этого не надо даже придумывать новых законов. Достаточно создать механизмы, чтобы заработала уже имеющаяся нормативная база.
Д.С. Иконников
Связаться с нами:
Связаться с нами, высказать замечания, поделиться идеями или предложить материалы можно по электронному адресу: geosmiinfo@mail.ru
Поддержать проект:
Поддержать проект можно переводом на счёт № 40817810348008954923 (Сбербанк) или при помощи приложения Юmoney: