Мы успели поговорить про мезолит и даже поздний палеолит. Уже в те отдалённые времена было возможно появление людей на территории современной Пензенской области. Однако первый исторический период, от которого осталось богатое археологическое наследие – новый каменный век. Он же неолит.
Разграничение исторических периодов
Вообще, чем обширней наши сведения о прошлом, тем трудней разграничивать исторические периоды. Например, раньше считалось, что лук и стрелы – продукт эпохи мезолита. И началом периода должен был считаться момент, когда было сделано это изобретение. Однако оказалось, что лук использовали жители палеолитических стоянок. И граница между эпохами оказалась не такой уж чёткой.
Ещё труднее обстоят дела с новым каменным веком. Ведь про него мы знаем гораздо больше, чем про все предшествующие эпохи. Значит, и выбрать показатель, который чётко проводил бы грань между неолитом и мезолитом очень сложно. Ведь большинство «неолитических» методов придавать нужную форму дереву, кости и камню существовало уже в мезолите.
Когда наступает неолит?
Это касается, например, сверления и шлифовки. Они были известны ещё в среднем каменном веке, но в новом стали использоваться значительно шире. И в мезолите и в неолите были распространены две техники изготовления орудий из камня. Рабочий край у одних делали составной из вкладышей-микролитов, на которые шли ножевидные пластины. У других рабочая поверхность была цельной. Такие инструменты делали из отщепов, обработанных двусторонней ретушью. Первые, в целом, чаще связывают с мезолитом, вторые – с неолитом. Но преобладание той или иной техники было не везде и не всегда. Словом, определить, где рубеж между мезолитом лесной полосы и неолитом очень трудно.
Преобладают два взгляда на вопрос о рубеже между этими двумя периодами. Одни считают, что главным признаком неолита является керамика, так как в мезолите её не существовало. Другие убеждены, что новый каменный век наступает тогда, когда появляются элементы производящего хозяйства. Согласно этой концепции, о наступлении неолита свидетельствуют признаки земледелия и животноводства.
Само собой, для северной половины Восточной Европы такой признак малоприменим. Всё-таки люди очень долго жили здесь охотой и рыболовством. В некоторых районах присваивающее хозяйство могло преобладать вплоть до средневековья. Поэтому употребление керамической посуды остаётся единственным надёжным признаком, по которому различаются неолит и мезолит.
Керамика как показатель
Однако и с этим критерием не всё гладко. Ведь керамика распространяется среди племён каменного века постепенно. До многих географически отдалённых районов это изобретение доходит с большим опозданием. Поэтому в научной литературе часто встречается термин «докерамический неолит». Но, даже не смотря на это, керамика остаётся главной «визитной карточкой» новокаменного века.
Благодаря этому нововведению, число археологических культур, выделенных учёными, заметно увеличивается. Это неудивительно: очертить границы культуры, опираясь на своеобразие керамики сравнительно просто. Гораздо легче, чем по особенностям каменного инвентаря.
Новый каменный век Посурья и Примокшанья
Хронологические рамки неолита лесной полосы Востока Европы – конец VI-III тыс. до н.э. В степной и лесостепной зонах, это конец VII-IV тыс. до н.э. включительно[1 с.113]. Что нового принёс неолит обитателям верховьев Суры, Мокши и Хопра?
Отвечая на этот вопрос нужно иметь в виду вот что. – Резкого перехода между средним и новым каменным веком в наших краях не было. Просто в неолите получили широкое распространение те явления, которые в мезолите были только в зачатке.
“Неолитическая революция” в лесной полосе Европы
В лесах и лесостепях Востока Европы в неолите отмечается две взаимосвязанные тенденции. Во-первых, со временем, поселений становится всё больше. Это – косвенное свидетельство, увеличения численности жителей региона. Во-вторых, памятники становятся крупнее, культурный слой – мощнее. Это уже говорит о том, что местные жители переходят к новому образу жизни. Одной из его черт была оседлость.
На теплом и плодородном юге стремление людей осесть на землю связывают с появлением производящего хозяйства. Но для северных районов Европы такое объяснения неудовлетворительно. Здесь хозяйство оставалось присваивающим. Но и в его рамках произошли определённые изменения. Эти изменения были следствием того, что В.В. Ставицкий назвал «мезолитической революцией» в лесной зоне. Её суть сводилась к тому, что люди перешли от охоты на кочующих млекопитающих к «комплексному охотничье-рыболовному хозяйству». В период неолита, таким образом, люди пользовались результатами этой «революции».
Что нового принёс новый каменный век?
Одним из её симптомов стало увеличение роли рыболовства в хозяйственной деятельности человека. Недаром, большинство неолитических памятников территориально тяготеет к рекам и озёрам. Именно тогда, к примеру, появляются знаменитые свайные поселения в Центральной Европе (преимущественно в Швейцарии).
На наш взгляд, не стоит недооценивать и другие преимущества, которые давало людям проживание у водоёмов. Например, возможность охотиться на водоплавающую птицу. Или пользоваться питательными плодами некоторых водных растений, вроде водяного ореха.
Возможно, именно к неолиту относятся также первые попытки преднамеренного выжигания участков леса. На месте уничтоженных огнём деревьев формировалась опушечная растительность с плодовыми деревьями и орешниками[2 с. 202-203].
Кто принёс керамику на территорию региона?
Здесь мы, в общем и целом, рассказали о развитии европейского нового каменного века. Теперь же перейдём к неолитическим памятникам Пензенской области. Их не так много, но намного больше, чем памятников более ранних эпох. По-видимому, начало неолитическим культурным традициям в регионе дали представители елшанской культуры. Её носители одними из первых в Восточной Европе стали употреблять керамику.
В начале VI тыс. до н.э. некоторые елшанские группы переселились из Самарского Заволжья в Примокшанье. В Пензенской области керамика елшанского облика найдена на стоянке Озимёнки II в Наровчатском районе[3 с. 7].
Посуда этой культуры представлена сравнительно тонкостенными сосудами с яйцевидным или баночным туловом. Они имеют заострённое, реже уплощённое дно. Их изготавливали из илистых глин с добавлением органики, реже керамической крошки – шамота. Орнамент встречался далеко не всегда. Если же он был, то, как правило, только в верхней части сосуда. Излюбленный елшанский мотив – один-два ряда ямок на горлышке. Реже на его поверхность наносили линии и наколы[4 с. 251-253].
В целом, культура исследована ещё сравнительно слабо. Ведутся споры о том, где она сформировалась и кем были предки её носителей. В.В. Ставицкий считает, что истоки культуры следует искать в районе Приазовья[3 с. 7].
Следы верхневолжской культуры
По-видимому, при участии елшанской культуры сформировалась верхневолжская. Она датируется более поздним временем – серединой VI – серединой V тыс. до н.э. На территории Пензенской области фрагменты сосудов, напоминающих верхневолжские, встречены в Примокшанье в Наровчатском районе. В том числе на стоянках Озимёнки I-II, Дюна за Валом, Потодеево. Подобные материалы отмечены также на стоянках Грабово IV и Подлесное III в Бессоновском районе в Посурье.
Среднедонская и средневолжская культуры
По-видимому, в V тыс. до н.э. площади нынешней Пензенской области стали зоной культурного «столкновения». С юго-запада шло влияние среднедонской культуры. Большинство её памятников известны на лесостепных просторах между Доном и Волгой. Для среднедонского населения характерна керамика с примесью травы или песка. Сосуды остродонные, с накольчатым орнаментом[5 с. 63].
Керамика, напоминающая среднедонскую, известна в Посурье: на стоянках Подлесное V, VII и VIII (Бессоновский район), Ерня (под Пензой), Екатериновка (Лунинский район), в Примокшанье (стоянка Потодеево в Наровчатском районе) и Прихопровье (Софьино в Сердобском районе).
Приблизительно в то же время с северо-востока шло влияние средневолжской культуры. Керамика, сходная со средневолжской[6 с. 177], найдена на стоянках Подлесное III, V, VII и на Пензенских стоянках. Для культуры, преимущественно, характерны сравнительно высокие сосуды с небольшим уплощённым дном. В глину для посуды добавляли песок. Керамика богато украшена линиями и наколами треугольной и овальной формы[6 с. 182-183].
Когда мы говорили о культурном «столкновении», то не имели в виду прямого конфликта. Напротив, у нас нет оснований считать, что жители региона в эпоху неолита отличались воинственностью. Речь может идти только о «конкуренции» между традициями. Влияние лесной средневолжской культуры столкнулось с влиянием лесостепной среднедонской культуры в районе Верхнего Посурья. То есть там, где через много лет возникнут город Пенза и сёла Бессоновка и Грабово. Поэтому материалы на неолитических поселениях в этих местах будут отличаться известным синкретизмом[7 с. 7].
Волго-камская культура
Немного позднее, в IV тыс. до н.э. в регионе распространилась волго-камская культура. Сама она сформировалась в более ранний период, в Заволжье. То есть, к востоку от нашего региона. Представители культуры пользовались посудой с острым и закруглённым дном. Только ближе к финалу культуры дно становится уплощённым. Наружная поверхность сосудов полностью покрывалась узорами. Тут присутствовали самые разные мотивы: зигзаги, треугольники, сетка, «плетёнка» и т.д.
Волго-камские материалы найдены на уже известных нам поселениях Озимёнки (Наровчатский район) и Ерня (окрестности Пензы). Встречены они также в Бессоновском районе (Бессоновка I, II, Подлесное III, IV). И недалеко от Сосновоборска (Нижняя Липовка).
В Верховьях Мокши и Суры носители волго-камской культуры находились на границе своего ареала. Здесь они не могли не испытывать влияния соседей. Это обуславливало культурное своеобразие жителей региона. Казанский археолог А.Х. Халиков даже говорил о возможности существования здесь особого локального варианта культуры[8 с. 86].
Балахнинская культура
На заключительной стадии новокаменного века ситуация поменялась. В середине IV тыс. до н.э. в бассейне Оки сформировалась балахнинская культура. Она принадлежала к кругу культур с ямочно-гребенчатой керамикой. Весьма скоро балахнинские племена появились на территории нашего края. Это случилось во второй половине IV тыс. до н.э. Возможно, они оттеснили носителей волго-камских культурных традиций на восток. Балахнинская керамика известна, в основном в Примокшанье. Здесь она встречена на стоянках Озимёнки (Наровчатский район), Чернышово (Белинский район) и под Земетчино. Восточнее Пензенских стоянок (Ерня и Калашный затон) балахнинские материалы неизвестны.
Керамика балахнинского типа представлена полуяйцевидными сосудами с приострённым или закруглённым дном. В глину добавлялись песок и дресва. Поверхность посуды покрывалось орнаментом. В его составе присутствовали ямки (как правило, нанесённые остриём раковины белемнита) и отпечатки зубьев гребёнки[5 с. 187].
P.S.
Таким образом, к началу III тыс. до н.э. на территории региона сложилась следующая ситуация. Западную его половину занимали носители балахнинской культуры, восточную – волго-камские племена. В районе Пензенских стоянок чувствовалось влияние обеих культур. В таком состоянии территорию современной Пензенской области застал меднокаменный век.
Д.С. Иконников
Литература:
1 Археология: Учебник / Под ред. В.Л. Янина. Москва, 2006 ссылка
2 Бобровский М.В. Лесные почвы Европейской России: биотические и антропогенные факторы формирования. Москва, 2010 ссылка
3 Ставицкий В.В. Неолит, энеолит и ранний бронзовый век Сурско-Окского междуречья и Верхнего Прохоперья…: Автореферат диссертации… доктора исторических наук. Ижевск, 2006 ссылка
4 Археология Волго-Уралья. Т. 1. Каменный век. Казань, 2021 ссылка
5 Археология. Неолит Северной Евразии. Москва, 1996 ссылка ссылка
6 История Самарского Поволжья. Каменный век. Самара, 2000 ссылка
7 Ставицкий В.В. Неолит Сурско-Мокшанского междуречья: Автореферат диссертации… кандидата исторических наук. Ижевск, 1999 ссылка
8 Халиков А.Х. Древняя история Среднего Поволжья. Москва, 1969 ссылка ссылка
Связаться с нами:
Связаться с нами, высказать замечания, поделиться идеями или предложить материалы можно по электронному адресу: geosmiinfo@mail.ru
Поддержать проект:
Поддержать проект можно переводом на счёт № 40817810348008954923 (Сбербанк) или при помощи приложения Юmoney:
Подписывайтесь на новостные рассылки, чтобы получать сообщения о новых публикация по электронной почте: