На смену новому каменному веку пришёл меднокаменный (энеолит). Наверное, в истории не было другого настолько специфичного этапа. Он был своеобразен тем, что вошёл в дома большинства людей тихо, почти незаметно. В жизни людей не происходило того, что делило бы жизнь на «до» и «после». Не было революционных изменений ни в экономике, ни в технике, ни в культуре и мировоззрении. Энеолит не был временем перемен. Он был только временем их подготовки.
Энеолит и его отличительные особенности
На протяжении тысячелетий до меднокаменного периода, люди изготавливали самые важные инструменты из камня. Техника менялась и совершенствовалась, но материал оставался приблизительно тем же. И только в VI тысячелетии до н.э. на Ближнем Востоке предпринимаются первые попытки освоить металлургию.
Медь стали обрабатывать способами горячей ковки и плавки. На исторической сцене появилось новое действующее лицо – металл. Однако на первых порах его роль была третьестепенной.
Всё-таки медь – слишком мягкий материал. Поэтому долгое время этот металл ещё не мог конкурировать с камнем. Для этого металлургии ещё предстояла длительная эволюция. На протяжении столетий должны были отрабатываться навыки и приёмы обработки капризного материала.
Преимущества металла
Но не стоит недооценивать значения меднокаменного века. Именно тогда он стал использоваться в качестве материала для изделий различного характера. И в этом качестве металл вступил в конкуренцию с камнем. Поначалу фаворитом в этой гонке был камень. Ведь люди на протяжении тысячелетий накопили огромный опыт по обращению с ним.
Но металл оказался перспективнее. Он был труден в обработке и требовал к себе внимательного отношения. Он не валялся запросто под ногами, как всякий булыжник. Металл нужно было искать и добывать. А ещё его необходимо было разогревать до высоких температур. И всё это стоило немалых трудов.
Но у металла было преимущество перед камнем. Камень всегда остаётся твёрдым. Его способно расплавить разве что жерло вулкана. А вот металл может пребывать в двух состояниях. Разогретый, он становится пластичным. И снова приобретает былую твёрдость при остывании. Именно это обстоятельство предопределило будущую победу металла над камнем.
Какие перемены принёс энеолит?
Однако до этой победы в энеолите было ещё далеко. Это было время, когда основную часть бытового и охотничьего инвентаря у людей составляли каменные орудия. И только иногда в их числе оказывались медные орудия. Именно поэтому, энеолит не произвёл революции в хозяйственной деятельности людей. По крайней мере, на территории Восточной Европы. Её обитатели по-прежнему добывали пищу охотой, рыбной ловлей и собирательством, продолжая неолитические традиции.
Но, всё же, кое-что в жизни людей изменилось. Перемены были связаны с тем, что медь встречается не повсеместно. Есть районы богатые этим полезным ископаемым. А есть места, где её почти что нет в земной коре. В такие места сырьё должно было доставляться издалека. Да и металлообработка могла зародиться не везде. Сначала она появилась в одном-двух местах, где медь была в изобилии. И только потом навыки обработки металла передавались от одной группы людей к другой, по цепочке.
Это не могло не привести к тому, что контакты между различными племенами усилились. В том числе, всё большее значение стал приобретать обмен. В конце концов, это привело к появлению металлургических провинций.
Металлургические провинции
Металлургическая провинция – особый феномен. Это ни государство, ни религия, ни этнос, ни культура. Так называется ареал, в пределах которого бытуют сходные традиции работы с металлами. В одной такой зоне могли проживать носители десятков разных культур. Их керамика и каменный инвентарь могли разительно различаться. Но металлообработка всегда несла общие черты. Ведь её традиции происходили из общего источника.
На просторах Восточной и отчасти Южной Европы в меднокаменном веке сложилась Балкано-Карпатская металлургическая провинция. Вероятно, именно оттуда пришли к нам первые приёмы работы с медью.
Кто принёс энеолит на берега Хопра и Суры?
Скорее всего, первыми, кто принёс их сюда, были выходцы из ареала мариупольской культурно-исторической области. Следы их пребывания в нашем регионе относятся ко второй половине IV тыс. до н.э.
Данную культурно-историческую область принято подразделять на родственные нижнедонскую, самарскую и прикаспийскую культуры. Вероятно, Прихопровье и окрестности Суры выше излучины были зоной контакта нижнедонского и самарского влияний[1 с.89].
Один из главных признаков области – «воротничковая» керамика. Это название она получила за то, что венчики сосудов преднамеренно утолщались. Это увеличивало их прочность. Другая особенность памятников мариупольского типа – особая каменная индустрия. Большинство орудий на них изготовлено на основе ножевых пластин. В этом черта сходства с мезолитическими поселениями. И этом же отличие от стоянок лесного неолита. Здесь люди предпочитали обрабатывать каменные отщепы.
Мариупольская культурно-историческая область
Самые многочисленные коллекции воротничковой керамики в регионе обнаружены на трёх памятниках. Во-первых, на Пензенских стоянках (окрестности нынешних микрорайонов Сосновка и Барковка). Во-вторых, в Прихопровье на стоянке Софьино I (Сердобский район). В-третьих, в Городищенском районе на стоянке Веденяпино. Встречены также немногочисленные находки на стоянках Подлесное V (Бессоновский район) и Усть-Кадада (Городищенский район)[1 с.87-89].
Керамическая коллекция из Софьино I – самая представительная. Черепки кажутся пористыми, так как в глину при изготовлении сосудов добавляли шамот и органику. Изнутри посуда заглаживалась каким-то предметом с зубчатым рабочим краем. Снаружи люди украшали сосуды зубчатым штампом, рядами ямок и др.[1 с.85].
Хвалынская культура
Приблизительно в то же время на территории региона появляются носители хвалынской культуры. В Сосновоборском районе было раскопано хвалынское поселение – Русское Труёво I. На нём выявили следы четырёх прямоугольных в плане жилищ.
Посуда, которую нашли на стоянке, имела примесь толчёной раковины, реже органики. Как правило, верхняя часть сосудов имела цилиндрическую форму. Хотя был встречен горшок почти шаровидной формы. Снаружи посуду украшали отпечатки зубчатых штампов, неглубокие округлые вдавления и т.д.[1 с.107].
Ещё одна хвалынская стоянка была обнаружена в Городищенском районе, вблизи села Веденяпино. Или, если быть точным, на этой стоянке наблюдалось смешение мариупольских и хвалынских традиций. Это говорит о том, что люди в эту эпоху не были изолированы друг от друга. Они легко вступали в контакт и обменивались опытом. Кроме того, это означает, что культуры были синхронны. По крайней мере, отчасти.
Особенности хвалынцев бассейна Суры
Носители хвалынской культуры были одними из первых скотоводов. И, возможно, они были первыми, кто принёс в наш край традиции производящего хозяйства. Однако не стоит забывать, что верховья Суры – это хвалынской периферия культуры. Здесь могло быть сильно хозяйственное влияние соседей, живших охотой и рыболовством.
Об этом, в частности говорит сама находка постоянных жилищ на стоянке Русское Труёво I. Долговременные дома не вполне типичны для хвалынцев. Ведь по своему происхождению они – степняки, которым больше подобал кочевой быт. Место зарождения этой культуры, скорее всего, находилось в Прикаспии. И на хвалынских памятниках степной полосы, как правило, неизвестны стационарные жилища. Таким образом, стоянка Русское Труёво I – нетипичный памятник хвалынской культуры.
По мнению В.В. Ставицкого, историческая судьба хвалынцев Верхнего Посурья такова. Они испытали на себе сильное культурное влияние ранних мариупольцев. А, возможно, и смешались с ними. И таким образом, приняли участие в формировании самарской культуры.
Памятники алтатинского типа
Совсем недалеко от стоянки Русское Труёво I находится стоянка Русское Труёво II. Во время раскопок на этом поселении тоже были найдены следы жилища. В отличие от сооружений на соседнем памятнике, оно было овальным в плане. В помещении нашли массу каменных грузил[1 рис.63]. Надо думать, что обитатели жилища занимались рыбной ловлей.
Специфичен был каменный инвентарь, найденный на поселении. В те времена излюбленным материалом жителей Русской равнины был кремень. Здесь же преобладали изделия из кварцитовых отщепов. Твёрдость двух разных горных пород почти одинакова. Но кварцит не так пластичен. Требуется немалое искусство, чтобы придать этому камню нужную форму.
В глиняное тесто при изготовлении посуды клали какие-то органические добавки и, вероятно толчёную раковину. Сосудов были толстостенными. Характерной особенностью посуды был венчик, который был отогнут наружу. В основном, украшена орнаментом была только верхняя часть сосуда. В ход шли зубчатый и овальный штампы, прочерченные линии и т.д.[1 с.141].
Похожую керамику находили и на других поселениях в верховьях Суры. В частности на поселениях Старая Яксарка в Шемышейском районе и Усть-Кадада в Городищенском. Такая посуда характерна для памятников алтатинского типа.
Ранний и поздний энеолит
По некоторым косвенным признакам, алтатинские стоянки Верхнего Посурья существовали одновременно с мариупольскими и хвалынскими. Таким образом, население региона в это время было весьма неоднородно. Все они существовали в диапазоне между серединой IV и серединой III тыс. до н.э.
Меднокаменный период в истории региона подразделяют на ранний и поздний. Те памятники, о которых мы рассказывали ранее, относились к раннему энеолиту.
Начало позднему меднокаменному веку дали представители волосовской культуры. В середине III тыс. до н.э. часть их племён переселяется на территорию Пензенского края. Они приходят сюда с берегов реки Оки[2 с.17]. То есть с северо-запада, из лесной полосы. Одновременно с ними, с юго-востока в регион проникает влияние среднестоговской культуры. Она связана своим происхождением со степью.
Волосовская культура
Территория нашего региона была для среднестоговских племён северной границей ареала. А для волосовцев – напротив, южной. Здесь обе культуры встречаются и вступают в контакт.
Приблизительную границу между зонами распространения обеих культур можно провести по Сурско-Мокшанской водораздельной гряде. Само собой, эта граница была прозрачна и непостоянна. Волосовцы, преимущественно, расселились в Примокшанье. В частности, их следы имеются на стоянках Озименки I, Азарапино (Наровчатский район) и Лещиново I (Нижнеломовский район).
Занятия и культурный особенности волосовцев
Носители волосовских традиций занимались охотой и рыболовством. Они достигли большого искусства в обработке кремня. В частности, из него изготавливали антропоморфные и зооморфные фигурки[3 рис.6]. Известны такие находки и на территории Пензенской области.
Волосовские сосуды имели форму половины яйца или приближались по очертаниям к котлам. Только ближе к финалу культуры распространяются сосуды с плоским дном, контуром напоминающие современные горшки. В глине встречаются добавки толчёной раковины и /или органики. Сосуды украшались штампами, ямками, реже отпечатками шнура, намотанного на палочку и т.д. Нередко использовался так называемый рамчатый штамп[3 с. 16-17].
Поздний энеолит в районе Сурской излучины
Синхронные волосовской культуре памятники Посурья имеют ряд характерных черт. Особенно наглядно это видно на материалах стоянки Подлесное IV (Бессоновский район). Не прослеживается тут исключительного многообразия каменного инвентаря, характерного для волосовской традиции. Формы у каменных орудий проще. Присутствуют изделия из кварцитовых отщепов, тогда как излюбленным материалом волосовцев был кремень.
Посуда тоже специфична. Преобладает уплощённое дно. На внутренних стенках часто присутствуют расчёсы. Как будто глиняную поверхность перед обжигом обрабатывали предметом с неровной рабочей поверхностью. Орнаментом у сосуда, чаще всего, украшена только верхняя его часть. Не известен на посурских памятниках один из символов волосовцев – рамчатый штамп. Зато известен гусеничный. Нередко местные жители украшали сосуды отпечатком верёвочки. А верхний край сосуда часто отгибали наружу.
В.В. Ставицкий считал, что культуру энеолитических памятников Посурья нельзя отождествлять с волосовской. По его мнению, здесь до позднего энеолита доживают алтатинские культурные традиции. Правда, их носители, не могли не испытать влияния среднестоговкой культуры.
Энеолит подходит к концу
Историю меднокаменного века Пензенского края завершает появление в Примокшанье носителей имеркской культуры. Она сформировалась на берегах реки Оки, там, где сейчас находиться Рязанская область. Это произошло между серединой III и рубежом III и II тыс. до н.э. Когда имеркские памятники появилось в нашем регионе не вполне ясно. Это могло произойти в конце III или начале II тыс. до н.э.
У этой культуры было важное преимущество. Её носители хорошо владели приёмами обработки металла. Тогда как их соседи, волосовцы, обретали навыки работы с медью с большим запозданием. Не удивительно, что имеркское население потеснили волосовцев в Примокшанье. А, возможно даже ассимилировали их.
Имеркская культура
Имеркские племена вели оседлый образ жизни. Для их культуры были характерны толстостенные баночные сосуды с заострённым дном Часто, чтобы сделать венчик более прочным, на его внутренней стороне делали наплыв. Большая часть наружной поверхности сосудов украшалась орнаментом. Излюбленным приёмом были прочерченные линии.
Появившись на территории региона, имеркцы сначала освоили Примокшанье. Их материалы обнаружены на памятниках в Наровчатском и Мокшанском районах. Это, соответственно стоянки в окрестностях сёл Большой Колояр и Скачки. Но затем они проникают в Посурье. К примеру, имеркская керамика встречена в Бессоновском районе на стоянке Грабово I.
Д.С. Иконников
В оформлении статьи использовано фото витрины, посвящённой энеолиту из экспозиции Государственного исторического музея
Энеолит: что читать по теме?
1 В.В. Ставицкий, А.А. Хреков «Неолит – ранний энеолит лесостепного Посурья и Прихоперья» Саратов, 2003 ссылка
2 Пензенский край в истории и культуре России. Под ред. О.А. Суховой. Пенза, 2014 ссылка
3 Археология СССР. Эпоха бронзы лесной полосы СССР. М.: Наука, 1987 ссылка
Читайте также:
Археология мордовского края. 2008 ссылка
Связаться с нами:
Связаться с нами, высказать замечания, поделиться идеями или предложить материалы можно по электронному адресу: geosmiinfo@mail.ru
Поддержать проект:
Поддержать проект можно переводом на счёт № 40817810348008954923 (Сбербанк) или при помощи приложения Юmoney:
Подписывайтесь на новостные рассылки, чтобы получать сообщения о новых публикация по электронной почте: