Новости:
  • Человек изучает себя и… Человек проживает на Земле на протяжении многих тысячелетий. За это время он многое постиг и многому научился: проник в глубины материи, заглянул в далёкие галактики…
  • Массив елей в окрестностях… Эта малоизвестная достопримечательность находится в лесу, на некотором расстоянии от оврага Исачка. Добраться до этого массива елей можно по дороге, ведущей в Возрождение и Кичкилейку.…
  • Сквер на Конструкторской улице Одной из наиболее запоминающихся достопримечательностей микрорайона Ахуны является сквер на Конструкторской улице. Он сравнительно мал: с северо-запада он ограничен дорожным полотном Конструкторской улицы, с юго-запада…
  • Деревья-великаны На левом склоне оврага Чемодан, напротив городской стены г. Заречного, в непосредственной близости от елового массива находится участок леса, представляющий огромный интерес не только как…
  • Еловый массив в овраге… В овраге Чемодан, неподалёку от городской стены г. Заречного, в лесу находится небольшой участок, засаженный елями (предположительно, ель европейская). Территория, занятая под посадку, не особенно…
Facebook YouTube VK OK.ru Telegram WhatsApp
История

Ранний бронзовый век на территории современной Пензенской области

о бронзовом веке

В горах Кавказа, Средней и Малой Азии порой встречаются минералы, содержащие один химический элемент. В очищенном виде он сер и невзрачен. Вдобавок ядовит. Это мышьяк. Одной из особенностей мышьяка является его способность легко образовывать соединения с другими веществами. В том числе с медью. Глядя на него, и не догадаешься, какую громадную роль он сыграл в истории человечества.

О бронзовом веке и его начале

Каменные топоры и булавы бронзового века (экспозиция ГИМ)

Мы никогда не узнаем, кто придумал добавить в тигель с расплавленной медью щепотку мышьяка. Или, если быть точным, кусочек минерала, содержащего этот элемент. Всего вероятнее, это произошло в гористых местах Передней Азии. Новый сплав отличался от меди. Он обладал большей текучестью в разогретом состоянии. И становился заметно прочнее, когда застывал. Сейчас мы называем этот материал бронзой.

Этот сплав дал название целому историческому периоду – бронзовому веку. Правда, справедливости ради, надо сказать, что это название отчасти условно. Во-первых, в бронзовом веке люди и не думали отказываться от широкого использования камня. Сверлёные и шлифованные топоры и булавы – частая находка на памятниках того периода. Во-вторых, бронза не везде вытеснила другую свою конкурентку – медь. Она тоже оставалась в употреблении.

Что нового принёс человечеству бронзовый век?

Украшения бронзового века (экспозиция ГИМ)

В этот период произошло многое. Но, прежде всего, эпоха бронзы была продолжением меднокаменного века. Поэтому в первую очередь получили развитие тенденции, которые были заложены ранее. Прежде всего, это касалось разделения труда. Оно, в том или ином виде, существовало всегда. Но появление металлообработки привело к его усилению. К примеру, это дало толчок к появлению внутри общин людей, которые, преимущественно, занимались этим ремеслом.

Со временем появились и другие ремёсла и новые «специальности». А затем, долгие годы спустя, люди поделили между собой все общественно значимые занятия. Кому-то выпало заниматься физическим трудом. А кому-то – более приятной интеллектуальной работой. Это было и хорошо и плохо.

Хорошо, потому что только так можно было двигать вперёд культуру, науку, цивилизацию. Египтяне смогли выкопать оросительные каналы и построить пирамиды, только потому, что знали разделение труда. Были у них и инженеры, и художники, и каменщики. И каждый из них знал своё дело и своё место. Кстати, знаменитый стахановский метод тоже основан на принципе разделения труда. Именно оно лежит в основе всех достижений человечества.

Побочный эффект прогресса

Но у разделения труда есть и отрицательная сторона. И практически все мы, в той или иной степени являемся жертвами этого разделения. Ведь все мы носим на себе отпечаток «профессионально деформации». В зависимости от того, чем мы занимаемся, какие-то части тела и стороны души у нас развиты сильнее, какие-то – слабее.

Ведь все мы что-то тренируем в себе. Кто-то ловкость, кто-то скорость, кто-то силу воли, кто-то хитрость, кто-то – умение петь. Этого требуют от нас наша профессия и наше положение в обществе. Подчас мы доводим свои умения до изощрённости. Но чересчур тренировать что-то одно, значит оставлять без внимания что-то другое.

Представим себе спортсмена, который тренирует руки и торс, но совершенно не занимается ногами. Через некоторое время он будет представлять собой жалкое и смешное зрелище. Эдакий колосс на тонких ножках*. Но беда состоит в том, что все мы, в той или иной степени, являемся такими спортсменами. Такими нас сделали тысячелетние традиции разделения труда.

Выбор человечества в бронзовом веке

Скажу больше, также асимметрично развиты были наши предки на протяжении сотен поколений. И, такими же будут наши потомки. Впрочем, сейчас, благодаря новым информационным технологиям, ситуация улучшается. Перед людьми открывается возможность, пусть и не сразу, возвратить себе утраченную всесторонность развития. И это очень хорошо, потому что человек, по природе своей – существо универсальное.

Спрашивается, зачем я начинаю своё повествование о бронзовом веке таким большим отступлением? Да всё потому, что именно тогда человечество встало перед величайшим выбором в своей истории. Первый путь: первобытный коммунизм, с его универсальностью и равномерным распределением всех благ между членами общины. Выбери человечество эту дорогу, и мы бы не видели непримиримую борьбу между роскошью и нищетой. Не было бы вседозволенности для одних и бесправия для других. Но тогда бы человечество остановилось в развитии.

Другой путь подразумевал специализацию и дальнейшее углубление разделения труда. Он открывал возможности для развития цивилизации. Но какой ценой?! Ценой накопления большей части всех богатств (и материальных и духовных) в руках немногочисленной «элиты». А доступ абсолютного большинства людей к этим богатствам стал крайне ограничен. Другим недостатком этого пути была неизбежная профессиональная деформация каждого члена общества. Неравномерность и односторонность его развития.

В.М. Васнецов “Витязь на распутье” (1882)

Что нового появилось в бронзовом веке?

Человечество выбрало второй путь. Впрочем «выбрало» – это только фигура речи. Едва ли кто-то в бронзовом веке задумывался о последствиях разделения труда. Практически все люди жили своей обычной жизнью, не подозревая, что у истории есть своя неумолимая логика.

Как раз в эпоху палеометалла на сцене появляются главные исчадья общественного разделения труда – классовые общества. А затем приходят и их неизбежные спутники – государства.

Разделение труда как залог торговых контактов

Но разделение труда бывает не только внутри общин, но и между общинами. Это случается, когда высокого уровня достигает обмен. А для развития металлообработки обмен был необходим. Ведь медь, мышьяк и олово не встречаются повсеместно. Сырьё для изготовления бронзовых изделий добывается почти исключительно в горной местности. А потребность в нём существовала и в горах и на равнинах.

Прежде чем превратиться в инструмент или украшение, металл должен был пройти через многие руки. А для этого нужны были тесные контакты между представителями разных племён и культур. Нужно, чтобы между людьми существовал обмен. А где имеется обмен, там должно быть разделение труда.

Результатом разделения труда между общинами стало появление первых центров добычи и обработки металлов. И те и другие начали возникать ещё в энеолите. И мы уже говорили, в частности, о Балкано-Кавказской металлургической провинции. В бронзовом веке часть Восточной Европы попадает в зону влияния ещё более мощного образования.

Циркумпонтийская металлургическая провинция

Схема взята из учебника “Археология” под ред. В.Л. Янина (2006)

Циркумпонтийская металлургическая провинция объединила множество разнородных археологических культур. Если отметить их все на карте, то они будут кольцом окружать акваторию Чёрного моря. Отсюда и название провинции. Оно представляет собой производную от античного названия этого водоёма – Понт.

Существовала провинция на протяжении III – начала II тыс. до н.э. На ранних этапах главными носителями её традиций в Восточной Европе были представители ямной культурно-исторической области. Эта область дожила до второй половины III тыс. до н.э. Её название связано с погребальным обрядом – захоронением в простой яме под курганом.

О бронзовом веке
Глиняные сосуды ямной культуры в экспозиции ГИМ

Ямники изготавливали типичные для циркумпонтийских традиций изделия. Среди них – втульчатые топоры и черенковые ножи, шилья, долота, тёсла. Часть ямных племён усвоила технологию изготовления мышьяковых бронз. Но были и такие, кто, по старинке, использовал чистую медь.

На территории нынешнего Пензенского края памятники ямной культурно-исторической области пока неизвестны. Но есть такие находки сравнительно близко. К примеру, на поселении Новый Усад IV (Мордовия) и Кипец I (Тамбовская область).

Кроме того, когда-то археологом А.В. Растороповым в Малосердобинском районе был раскопан курган. Он располагался близ села Саполга. Одно из погребений в центре кургана, могло быть оставлено ямниками. Однако полной уверенности в этом нет[1, с. 19].

Примокшанская культура

Примокшанские сосуды (из книги “Археология Мордовского края” 2008)

Надо думать, ямники не оказали сильного влияния на культуру нашего региона. По-видимому, начало бронзовому веку в наших краях положила примокшанская археологическая культура. Существовала она на протяжении второй половины III тыс. до н.э. Материалы, сходные с примокшанскими, в Пензенской области были обнаружены в нескольких местах. Прежде всего, на северо-западе области, на стоянках Азарапино III и Озимёнки I (Наровчатский район).

Граница ареала примокшанской культуры, очевидно, проходила по реке Суре. Здесь известны самые западные находки. – На Пензенских и Бессоновской стоянках и на поселении Екатериновка I (Лунинский район)[2, рис. 187].

Примокшанские сосуды имеют уплощённое дно. По форме преобладают горшки. В глине имеются органические примеси. У венчика часто наблюдаются «воротничок» в виде утолщения. Снаружи сосуды украшались отпечатками гладкого и гребенчатого штампов. Нередок был также орнамент геометрических форм.

Балановская культура

Одновременно, или немного позже примокшанского населения, на территории современной Пензенской области появилась фатьяно-балановская культура. В целом, балановская культура датируется II и самым началом I тыс. до н.э.[3, с. 76]. Её формирование связано с лесной полосой Восточной Европы. И на территорию Пензенской области балановцы пришли с севера[3, с. 82].

Фатьяно-балановские сосуды (экспозиция ГИМ)

Балановскую керамику трудно с чем-либо перепутать. Она, преимущественно представлена горшками с туловом в форме шара или «бомбы». Дно чаще было круглым. В формовочное тесто добавляли песок, иногда шамот. Поверхность сосудов лощилась или покрывалась ангобом. Орнамент, как правило, украшал только верхнюю часть сосуда. Балановцы предпочитали геометрические узоры – заштрихованные треугольники и ромбы, зигзаги[3, с. 80].

Хозяйство балановской культуры было уже не присваивающим, а производящим. Преобладало пастушеское скотоводство. Балановцы были также знакомы и с земледелием[3, с. 80].

Балановские памятники в бронзовом веке

Весьма много археологических памятников балановской культуры было обнаружено на территории соседней Мордовии[1, с. 21-22]. А вот на территории Пензенской области их численность скромнее.

о бронзовом веке
Стоянки раннего бронзового века на территории Пензенской области: 1. Саполга (Малосердобинский р-н). 2. Азарапино (Наровчатский р-н). 3. Озимёнки (Наровчатский р-н). 4. Пензенские стоянки (городская черта Пензы). 5. Бессоновка (Бессоновский р-н). 6. Екатериновка (Лунинский р-н). 7. Старое Захаркино (Шемышейский р-н). 8. Сядемка (Земетчинский р-н). 9. Гаугеровка (Земетчинский р-н). 10. Ахунские городища (городская черта Заречного). 11. Подлесное (Бессоновский р-н). 12. Усть-Уза (Шемышейский р-н). 13. Русское Труёво (Сосновоборский р-н). 14. Нижняя Елюзань (Городищенский р-н). 15. Саловка (Городищенский р-н). 16. Красный Восток (Наровчатский р-н). 17. Барковка (городская черта Пензы). 18. Новая Пятина (Нижнеломовский р-н). 19. Тезиково-Михайловское (Наровчатский р-н). 20. Вадинское водохранилище (Вадинский р-н). 21. Земетчино (Земетчинский р-н). 22. Матчерка (Земетчинский р-н). 23. Корсаевка (Белинский р-н). 24. Пичёвка (Белинский р-н). 25. Невежкино (Белинский р-н). 26. Старая Яксарка (Шемышейский р-н). 27. Чаадаевка (Городищенский р-н).

Известны находки балановских материалов в окрестности Пензы (в частности на озере Ерня). Встречены они на стоянке Бессоновка II. Имеется балановский культурный слой на селище Старое Захаркино в Шемышейском районе.

В Примокшанье балановская керамика найдена археологами в Земетчинском и Наровчастком районах. В первом она обнаружена на стоянках Сядемка и Гаугеровка. Во втором – на стоянках Озимёнки[4, с. 24]. Причём на одной из них найдено даже балановское погребение[1, с. 21].

Конкуренты балановцев

С чем связана малочисленность балановских памятников в Пензенской области – сказать сложно. Можно, конечно, всё это списать на слабую исследованность региона. Но, возможно, есть тому и другая причина.

Балановские племена двинулись к верховьям Суры и Мокши с севера в начале II тыс. до н.э. Но, приблизительно в то же время, с юга, из степи, сюда же устремились катакомбники.

В конце III – первой половине II тыс. до н.э. катакомбная культура почти безраздельно господствовала в степи. Здесь она заняла почти всю территорию ямной культурно-исторической области. Своё название катакомбная культура получила от особенности погребального обряда. Умерших хоронили под курганами. При этом, прах покойного помещали в особой камере, находившейся сбоку от входной вертикальной ямы (шахты). Такие сооружения археологи называют катакомбами.

Катакомбная культура бронзового века

Керамика катакомбной культуры (из книги “Археология Мордовского края” 2008)

Катакомбники, как и балановцы, были скотоводами. В степной полосе они предпочитали отгонное кочевое скотоводство. А в лесостепи нередко переходили к оседлому пастушеству. Поэтому в наших краях могла возникнуть конкуренция между носителями этих двух культур за ресурсы. Правда, как и в каком виде, проходила эта конкуренция, мы не знаем. Впрочем, нельзя исключить возможность открытых военных столкновений.

Наиболее распространённый тип посуды пензенских катакомбников – горшки с плоским дном. В глину добавлялся шамот. Наибольшее расширение тулова наблюдалось в верхней трети. Горло было либо невысоким, плавно отогнутым, либо высоким, напоминающим воронку. Иногда её снаружи декорировали налепными валиками. Часто посуду украшали «ёлочным» орнаментом, отпечатками верёвочки или тесьмы[5, с. 5-6].

Ареал катакомбной культуры

Находки катакомбной керамики известны в Примокшанье. Встречена она в Озимёнках в Наровчатском районе[5, с. 4]. Но больше её в Посурье. В частности, известна она на Пензенских стоянках[5, с. 9]. И на Ахунском I городище[5, с. 8].

Катакомбный сосуд (экспозиция ГИМ)

Похожие находки происходят со стоянок Бессоновской и Подлесное II в Бессоновском районе[5, с. 11]. И со стоянки Усть-Уза в Шемышейском районе[5, с. 10]. Отдельные находки встречены на стоянках Русское Труёво (Сосновоборский район), Нижняя Елюзань и Саловка (Городищенский район). Сказывалось катакомбное влияние на керамику Екатериновского городища в Лунинском районе[5, с. 12].

Усложнение ситуации к концу ранней бронзы

Абашевская керамика с поселения Красный Восток (из статьи А.Д. Пряхина)

Повторимся, весьма сложно сказать, какие отношения складывались между балановцами и катакомбниками. Едва ли эти отношения были сугубо мирными и доверительными. Вероятно, через территорию современной Пензенской области проходила граница между балановским и катакомбным культурным влиянием. Первое, преимущественно, распространялось на северную часть области. Второе – на южную. Впрочем, границ в современном понимании между этими культурами никогда не было. Наверняка имели место и торговые контакты, и культурный обмен.

Ситуация усложнилась в начале II тыс. до н.э., когда в регионе начало фиксироваться присутствие абашевской культуры. Трудно сказать, как абашевцы появились здесь. Либо они пришли из лесостепной зоны Донского бассейна. По мнению некоторых учёных, абашевская культура формировалась именно там. По мнению других археологов, территория современной Пензенской области сама входила в зону, где происходило становление культуры.

Абашевская культура

На протяжении II тыс. абашевцы расселились в лесостепной полосе от Дона до Урала. В деле обработки бронзы они достигли немалых успехов. Также как балановцы и катакомбники носители абашевской культуры были скотоводами. Они разводили, преимущественно, крупный и мелкий рогатый скот. Есть свидетельства, что знакомы были абашевцы и с земледелием[3, с. 125].

Керамика Барковского поселения (из статьи А.Д. Пряхина)

Часть абашевских поселений представляла собой недолговечные стоянки. Но встречались и поселения, где жили длительное время. На них встречены следы каркасно-столбовых построек с двухскатной крышей.

При изготовлении глиняной посуды, абашевцы добавляли в формовочное тесто толчёную раковину. Предпочитали они горшки и банки с уплощённым дном. У некоторых сосудов было характерное горло, придававшее горшку сходство с колоколом[6].

Поверхность сосудов могла покрываться расчёсами. Верхняя часть сосуда нередко украшалась орнаментом. Весьма часто встречались горизонтальные прочерченные линии. Порой на сосуд наносились ряды из косых или вертикальных отпечатков зубатого или гладкого штампа. Местами использовались горизонтальные ряды из округлых ямок[5, с. 50-53].

Расселение абашевского населения по территории Пензенской области

Материалы с Барковской стоянки (из статьи А.Д. Пряхина)

На территории Пензенской области памятников абашевской культуры сравнительно много. Полный их свод можно найти в работах В.В. Ставицкого[7]. Прежде всего, следует упомянуть поселение Красный Восток в Наровчатском районе. Многочисленные абашевские материалы археологи нашли в окрестностях Барковки под Пензой[6]. Среди них – бронзовый серп и фрагмент глиняной статуэтки, изображавший головку лошади.

В Примокшанье абашевская керамика найдена на селищах Новая Пятина (Нижеломовский район) и Тезиково-Михайловское (Наровчатский район). Имела место находка на берегу Вадинского водохранилища (Вадинский район). В бассейне р. Выши абашевская керамика встречена на поселениях Земетчино, Трашкин Бугор и Матчерка II. Все три памятника относятся к Земетчинскому району. В бассейне Вороны сходные материалы обнаружены в окрестностях сел Корсаевка, Пичевка и Невежкино (стоянка II).

Немало находок было сделано и в верховьях реки Суры. В окрестностях Пензы, кроме Барковской стоянки, абашевскую керамику нашли у озера Ерня. Встречена она и на дюнной Бессоновской стоянке (Бессоновский район). И на памятниках Шемышейского района. В том числе на стоянках Усть-Уза I и X и Старая Яксарка III и VI. В Городищенском районе абашевские материалы найдены на I и II Чаадаевских стоянках[7].

Какими были абашевцы?

Распространено мнение, что абашевцы были весьма воинственны. Об этом говорят, хотя бы, следы пожаров на Барковской стоянке[6]. А в Марийском Поволжье под знаменитым Пепкинским курганом, была обнаружена целая «братская могила». В ней были погребены мужчины, погибшие от боевых травм.

Абашевская эпоха делит археологию Пензенского края на два этапа – ранний и поздний бронзовый век. В период существования этой культуры в Восточной Европе произошли существенные изменения. Но об этом, если получится, поговорим в следующий раз.

Д.С. Иконников

* Кажется, этот образ, был кем-то предложен до меня. В связи с чем, прошу прощения за невольный плагиат.

В оформлении статьи использована фотография витрины, посвящённой катакомбной культуре в Государственном историческом музее (Москва)

Читать о бронзовом веке:

1 Пензенский край в истории и культуре России /Под ред. О.А. Суховой. Пенза, 2014 ссылка

2 Археология Мордовского края /Под общ. ред. В.Н. Шитова и В.В. Ставицкого. Саранск, 2008 ссылка

3 Археология СССР. Эпоха бронзы лесной полосы СССР. 1987 ссылка

4 Полесских М.Р. Древнее население Верхнего Посурья и Примокшанья. Пенза, 1977

5 Ставицкий В.В. Бронзовый век Посурья и Примокшанья. Пенза, 2005

6 Пряхин А.Д. О поселениях абашевской общности в юго-западных районах Среднего Поволжья //Советская археология. 1975. № 4 С. 154-162 ссылка

7 Ставицкий В.В. Памятники абашевской культуры на территории Пензенской области //Абашевская культурно-историческая общность: истоки, развитие, наследие. Чебоксары, 2003. С. 205-208 ссылка

Связаться с нами:

Связаться с нами, высказать замечания, поделиться идеями или предложить материалы можно по электронному адресу: geosmiinfo@mail.ru

Поддержать проект:

Поддержать проект можно переводом на счёт № 40817810348008954923 (Сбербанк) или при помощи приложения Юmoney:

Подписывайтесь на новостные рассылки, чтобы получать сообщения о новых публикация по электронной почте:

Оставьте комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Необходимые поля отмечены *