Что нового приобрело человечество, когда открыло для себя железо? На первый взгляд, ответ на этот вопрос очевиден. Железо и твёрже, и прочнее бронзы. Лучше держит заточку. Изделия из железа намного долговечнее бронзовых. Одним железным топором можно вырубить целый лес. Бронзовый же топор быстро выйдет из строя. Конечно, железо сложней в обработке, чем медь и её сплавы. Но все эти трудности мгновенно компенсировались полезными свойствами железных изделий.
Чем замечательно железо на самом деле?
Однако этот ответ, на самом деле, не таким уж очевиден. Ведь история освоения этого металла сложна и запутанна. И его полезные свойства люди открывали одно за другим, постепенно, на протяжении тысячелетий. Не секрет, что поначалу люди знали о недостатках железа куда больше, чем о его достоинствах.
Температура плавления железа почти в полтора раза выше температуры плавления меди. Достигнуть такой температуры в древности было крайне трудно. Поэтому и обработка железа первоначально осуществлялась не путём плавки, а путём ковки. Чтобы выбить из заготовки примеси и придать ей нужную форму требовались сотни ударов тяжёлым молотом. Разность между железом и медью по трудоёмкости обработки была несопоставима.
Но окупались ли трудозатраты на производство железных изделий их высоким качеством? Представьте, нет. Железо, не содержащее нужных примесей и не подвергавшееся термической обработке не намного твёрже бронзы. Особенно если железо добыто из низкосортных болотных руд. Прошли века, прежде чем человечество открыло чугун и сталь.
Загадка железного века
Железные изделия на первых порах были не так уж хороши. Конечно, из этого логично вытекает принципиальный вопрос. – Зачем люди вообще тратили на них силы и время? Не лучше было бы использовать их, к примеру, для поиска пропитания? И не разумней ли было дальше экспериментировать с медными сплавами? Ведь на этом пути можно было ожидать больших результатов. Зачем же люди занялись железом? Более того, почему этот неподатливый металл сравнительно быстро вытеснил бронзу?
Разгадка этой загадки кроется отнюдь не в качествах железа, а в его количествах. Этот металл в земной коре встречается намного чаще, чем медь. Добыть сырьё для чёрной металлургии гораздо проще, чем для цветной. Мы уже говорили о том, как редок и ценен был металл в эпоху бронзы. Как вокруг центров добычи руды и металлообработки формировались огромные по масштабам металлургические провинции. Тогда разношерстные племена Восточной Европы волей-неволей должны были поддерживать контакты друг с другом. Это было неизбежно, потому что через соседей они получали главную ценность того времени – металл. Чем через большее количество рук он проходил при обмене, тем ценнее он становился.
Что было до того, как появилось железо?
Недаром, в эпоху бронзы нередко складывались культурно-исторические области. Размеры их территорий сопоставимы с современными государствами. Это были огромные социальные образования, характер которых мы ещё не можем разгадать до конца. Едва ли это были сугубо этнокультурные объединения, потому что складывались они из разных компонентов. Нет даже уверенности, что все носители культурных традиций одной такой области говорили на одном языке. Но очевидно, что одна из причин появления таких объединений – обмен металлами и металлическими изделиями.
Культурно-исторические области не были государствами. Ведь тогда ещё не было чётко оформившихся классов. Скорее это были протоклассовые общества. Для таких обществ была характерна иерархия общин. Однако эксплуатация таким обществам была несвойственна. Такая иерархия возникала не оттого, что кто-то становился сильней и богаче и порабощал соседей. Она была результатом разделения труда между общинами. А такое разделение труда часто было связано с природными условиями.
Разделение труда в древности
Например, мы уже упоминали о знаменитом Каргалинском горно-металлургическом центре. Здесь в бронзовом веке жили люди, которые занимались, преимущественно, выработкой месторождений медных песчаников. Это требовало много сил и времени, которых не хватало уже на добывание «хлеба насущного». Значит, продукты питания для горняков производились кем-то ещё. Так возникало разделение труда и складывалась иерархия между отдельными общинами. Кто-то производил одно, кто-то другое. И ни те, ни другие не могли существовать друг без друга.
В условиях иерархии общин, соседние племена волей-неволей, поддерживали взаимоотношения. Очевидно, в эпоху протоклассовых обществ, военные столкновения были не очень частым явлением. По крайней мере, в рамках одной культурно-исторической области. Весь все её представители, так или иначе, зависели друг от друга.
Что стало, когда железо победило бронзу?
Надо думать, что открытие железа было одним из факторов, положивших конец культурно-историческим областям Восточной Европы. Ведь теперь материал для топора или ножа можно было найти рядом. Необходимость постоянно поддерживать мирные отношения с соседями отпала. Потребности в разделении труда между общинами тоже не стало. Раньше нельзя было безнаказанно портить отношения с живущими поблизости племенами. Теперь же, военные столкновения случаются всё чаще.
Надо думать, что в эпоху бронзы имелись более благоприятные условия для развития протоклассовых обществ. А торжество железа превратилось со временем в торжество обществ классовых. Само собой, это случилось не сразу. Понадобились столетия, чтобы люди открыли для себя преимущества железа, стали и чугуна. Далеко не сразу был выкован лемех, способный превратить целину в ниву. Отнюдь не сразу был создан топор, давший строевой материал для огромных городов. Наконец, вовсе не сразу был выкован меч, позволивший превращать свободных людей в безропотных рабов.
Для появления всех этих изобретений нужно было время. Время поиска технических решений. Время наблюдений и открытий. Это время, в известной степени, совпадает с историческим периодом, который называют ранним железным веком. Для Восточной Европы это был, преимущественно, период, когда традиции бронзового века ещё не угасали. Прежде всего, очевидно, продолжали существовать протоклассовые общества. Да и некоторые археологические культуры того времени отличаются большими ареалами и напоминают культурно-исторические области. Но, вместе с тем, это было время, когда жизнь людей понемногу перестраивалась на новый лад.
Ранний железный век лесной полосы
К сожалению, ранний железный век на территории Пензенской области изучен плохо. Мало кто интересовался пензенскими археологическими памятниками этого времени. Изучали их всё больше вскользь. Поэтому говорить о том, как развивались события, мы можем только в самых общих чертах.
В лесной и лесостепной полосе Восточной Европы дело обстояло приблизительно так. На рубеже поздней бронзы и раннего железа значительные площади здесь занимала культура сетчатой керамики. Мы уже говорили о ней, поэтому не будем повторяться. Приблизительно в то же время, по соседству проживали носители бондарихинской культуры.
Большинство её памятников локализировалось в междуречье Днепра и Северского Донца. Однако встречались бондарихинские памятники и за пределами этого региона. Некоторые поселения были выявлены даже в Цнинско-Мокшанском междуречье[1, с. 116]. Основу их хозяйства составляло скотоводство. Знали бондарихинцы и земледелие, о чём говорят находки зернотёрок[1, с. 117].
Культурное взаимодействие и его последствия
По каким-то причинам в начале I тыс. н.э. часть бондарихинцев переселяется на север, в Волго-Окское междуречье[2, с. 26]. Здесь они сталкиваются с населением культуры сетчатой керамики. Начинается культурное взаимодействие, и то, что археологи называют культурной трансформацией.
Что бывает, когда на одной ограниченной территории сталкиваются разные культурные традиции? Тут много вариантов развития событий. Бывает, что одна культура поглощает другую. Бывает, что традиции смешиваются. Такое явление принято называть синкретизмом. А бывает, когда по итогам длительного взаимодействия, формируется нечто принципиально новое, заметно отличающееся от того, что было ранее.
Что было, когда люди стали осваивать железо в лесной полосе?
Очевидно, нечто подобное произошло в Волго-Окском междуречье в первой половине I тыс. до н.э. В этот промежуток времени формируются две родственные культуры – дьяковская и городецкая[2, с. 26]. Происходит это при участии бондарихинской культуры, культуры сетчатой керамики и некоторых других элементов. Поначалу разные культурные традиции переплетаются и смешиваются. Затем, к середине I тыс. до н.э. вырабатываются довольно устойчивые культурные типы[2, с. 26].
Городецкая культура была одним из детищ этнокультурных процессов первой половины I тыс. до н.э. Она, в известной мере продолжила традиции культуры сетчатой керамики. Но только орнамент, которым покрывалась городецкая керамика, был уже не текстильным, а рогожным. Наружная поверхность сосуда сплошь заполнялась углублениями в виде небольших прямоугольников. Они образовывали множество рядов. Это придавало ей сходство с рогожей. Среди типов посуды преобладали горшки, реже банки[3, с. 64-67].
У погребального обряда, по-видимому, был бондарихинский прототип. Бондарихинцы предпочитали кремировать умерших. Прах захоранивали на дне небольших ямок или в специальных сосудах урнах[1, с. 117]. Возможно, и носители городецкой культуры сжигали своих покойников. Впрочем, точно сказать об этом нельзя, потому что до сих пор не найдено ни одного городецкого могильника.
Городецкая культура
В городецком хозяйстве, по-видимому, ключевую роль играло животноводство. При этом особый упор делался на разведении свиньи. Это животное не приспособлено к далёким перекочёвкам. Поэтому очевидно, что скотоводство у городецких племен было оседлым. Земледелие играло меньшую роль в хозяйстве[3, с. 93-94].
Существовало несколько локальных вариантов городецкой культуры, но сейчас не будем останавливаться на этом вопросе. Памятники городецкой культуры на территории современной Пензенской области не очень многочисленны. Главным их исследователем был М.Р. Полесских (1908-1992) известный пензенский археолог. Им был открыт ряд памятников, преимущественно, городищ. На некоторых были проведены раскопки.
Городецкие памятники Пензенской области
Памятники городецкой культуры были обнаружены в различных районах. На юге области, в Сердобском районе найдено городище «Еврейка» с рогожной керамикой. Позднее В.В. Ставицкий в том же районе нашёл городецкие материалы на стоянке Софьино I.
Но есть городецкие поселения и севернее. Например, в Земетчинском районе известны памятники Земетчино II, Красное Знамя и Сядемка IV. На последнем памятнике, возможно, была найдена не рогожная, а текстильная керамика. К сожалению, отличить одну от другой часто бывает сложно. Очевидно, поэтому к раннему железному веку Михаил Романович ошибочно отнёс некоторые памятники бронзового века. В частности, одну из стоянок под Бессоновкой и поселение близ Серго-Поливаново в Вадинском районе.
В Шемышейском районе, недалеко от села Новый Мачим, был найден ещё один памятник. Он представлял собой городище. Однако следов культурного слоя обнаружено не было. М.Р. Полесских предполагал, что здесь располагалось либо позднегородецкое городище, либо древнемордовское святилище.
На территории Городищенского района к городецкой культуре предположительно относятся Кададинское I поселение и Вышелейское городище.
Памятники, на которых проходили раскопки
В городской черте г. Заречного расположены два Ахунских городища, на которых присутствует культурный слой городецкого времени. Оба памятника возникли ещё в бронзовом веке. Но их территория активно использовалась и в эпоху раннего железа. На памятниках неоднократно проводились археологические раскопки.
Но, пожалуй, наиболее исследованным памятником городецкой культуры у нас следует считать Екатериновское городище. Оно находится в Лунинском районе. В начале 70-х годов М.Р. Полесских раскопал памятник почти полностью. Благодаря находкам на памятнике, археологи определили время его существования – V-III вв. до н.э. Сравнительно недалеко от Екатериновского городища располагался ещё один городецкий памятник – Чертеимское городище.
Железо в руках степняков
Городецкая культура, преимущественно, была связана с лесной и лесостепной полосой Восточной Европы. В степях же в раннем железном веке хозяйничали сначала скифы, затем сарматы. На территорию современной Пензенской области они, очевидно, заглядывали не слишком часто. Однако отдельные находки скифского и сарматского оружия встречаются и у нас[2, с. 27-28].
Судя по всему, отношения между степняками и носителями городецкой культуры были не слишком мирными. Недаром, среди городецких памятников Пензенской области так много городищ. И недаром, большинство сарматских находок в наших краях представлены оружием.
P.S.
К сожалению, история последних столетий раннего железного века на территории Пензенской области покрыта мраком. Ранее существовала гипотеза, что городецкие племена приняли участие в формировании мордвы. Но нет достаточных доказательств, что это так. По крайней мере, это касается территории современной Пензенской области.
Известно, что городецкие памятники существовали в наших краях в V-III вв. до нашей эры. И нет убедительных данных о том, что они дожили до рубежа старой и новой эр. А вот мордва как этнос начинает складываться в первые века нашей эры. Получается, что историческая судьба городецкой культуры Пензенского края остаётся загадкой. Её ещё только предстоит разгадать археологам.
Д.С. Иконников
В оформлении статьи использовано изображение ананьинской секиры из экспозиции ГИМ
Литература:
1 Археология СССР. Эпоха бронзы лесной полосы СССР. Москва, 1987 ссылка
2 Пензенский край в истории и культуре России /Под ред. О.А. Суховой. Пенза, 2014 ссылка
3 Сарапулкина Т.В. Городецкая культура на Верхнем и Среднем Дону (диссертация). Воронеж, 2010 ссылка
Связаться с нами:
Связаться с нами, высказать замечания, поделиться идеями или предложить материалы можно по электронному адресу: geosmiinfo@mail.ru
Поддержать проект:
Поддержать проект можно переводом на счёт № 40817810348008954923 (Сбербанк) или при помощи приложения Юmoney:
Подписывайтесь на новостные рассылки, чтобы получать сообщения о новых публикация по электронной почте: