Вот и приближается к концу наше затянувшееся повествование. История Пензенского края во все времена была полна тайн и драматических эпизодов. Но, чем ближе к современности, тем чаще встречаются трагические страницы. XIII век вошёл в историю нашей страны как эпоха монголо-татарского нашествия. А, заодно, как время установления власти Золотой Орды. Это были события грандиозных масштабов. Они отразились на жизни людей в каждом уголке Восточной Европы. Даже в самых отдалённых её районах.
С чего начиналось владычество Орды?
В начале XIII века Чингисхану удалось объединить под своей рукой большинство монгольских племён. Образовалось единое государство. Во главе новой державы стояла голодная до богатства и власти знать. Это было довольно типично для исторического этапа становления государственности. А во главе войска и страны оказался человек с большими кругозором и амбициями. Он лелеял мечту покорить весь мир. И, надо отдать ему должное, частично добился своей цели.
В течение первой трети XIII века монгольское войско покорило Южную Сибирь, часть Китая, Среднюю Азию. После смерти Чингисхана, потомки не оставили его дела и продолжили завоевания. Ещё при жизни основателя Монгольской империи, его полководцы заглядывали в Восточную Европу. Весной 1223 года Субэдей и Джебе разбили на реке Калке объединённое войско половцев и южнорусских князей.
Первый визит монголов в Волжскую Булгарию
По сообщению ибн-аль-Асира, арабского историка, после этой победы монголы повернули в Волжскую Булгарию. Приём, оказанный им булгарами, был выше всяких похвал. Войско Субэдея они заманили в засаду, окружили и наголову разгромили. Случилось это либо в конце 1223, либо в начале 1224 годов[1, с. 49].
В последнее время среди пензенских краеведов распространяется миф, что войско Субэдея было разгромлено в Посурье. Якобы об этой победе булгар свидетельствуют следы военных столкновений на Юловском, Золотаревском и Садовском городищах. Видимо, носителям этого мифа приятнее видеть в этих следах свидетельства торжества, а не трагедии.
Вот только руины разорённых городов плохо согласуются с представлением о военной победе. Ведь ни на одном городище булгарского типа жизнь после разгрома не восстановилась. Большинство селищ тоже исчезло с лица земли. Победи булгары в этом противостоянии, и жизнь на памятниках продолжалась бы ещё несколько лет. Куда вероятнее, что Золотарёвское, Юловское, Садовское и Неклюдовское I городища были разорены зимой 1236-1237 годов.
Начало завоевательного похода
Как известно, весной 1236 года Батый собрал своё войско в бассейне реки Яик (Урал). А ближе к концу того же года монголы начали поход против Волжской Булгарии. Он продлился без малого год. Только осенью 1237 года Батый со своим войском приблизился к границам Рязанского княжества. За спиной у монголо-татар был разрушенный Биляр (Великий город русских летописей). Были разорённые Сувар, Булгар, Джукетау.
Очевидно, по территории Верхнего Посурья Батый прошёл со своим войском, когда вся остальная Волжская Булгария лежала в руинах и истекала кровью. Ведь общее направление военного похода было с востока на запад. Здешний край подвергся опустошительному нашествию. Большинство памятников булгарского типа исчезло. Так в истории региона была открыта новая страница.
Спорные вопросы по истории Орды
Однако, многое из того, что было написано в самом начале этой страницы, мы не можем прочесть до сих пор. Например, совсем мало знаем мы про то, как происходило завоевание Посурья и Примокшанья. Есть много гипотез о том, откуда приблизился враг. Какие городища погибли первыми, какие – последними. Но единого, общепринятого взгляда на этот вопрос нет. Они ещё ждут своих исследователей.
В «Сборнике летописей» Рашид-ад-Дина (1247-1318) есть одно свидетельство о событиях того времени. Учёный писал, что после покорения Булгарии войско Батыя вело кратковременную войну. Их противниками были буртасы, арджаны и какие-то букшу или юкшу[2, с. 38]. По мнению В.Г. Тизенгаузена, под последними следует понимать мокшу. Кроме того, весьма вероятно, что арджаны – это эрзя.
Мордва и Орда: начало взаимоотношений
Однако едва ли мордва сопротивлялась завоеванию также активно как жители Волжской Булгарии. До Батыева нашествия часть мордвы находилась в даннических отношениях с булгарами. Другая часть тяготела к русским княжествам. Кто бы ни победил в монгольско-булгарском противостоянии, мордва всё равно осталась бы в положении покорённого народа. Возможно, поэтому и сопротивление монголам было непродолжительным.
Примечательно, что Рашид-ад-Дин не обмолвился, что мокша находилась в составе Волжской Булгарии. Возможно, власть булгар распространялась не на весь народ. Хотя не следует требовать от историка доскональных знаний о политической ситуации в столь отдалённом районе.
Но что же стало с жителями памятников булгарского типа в результате монголо-татарского нашествия? Нам известно, что большинство памятников булгарского типа не пережили его. Некоторые из них хранят следы пожарищ. На Золотарёвском городище были найдены скелеты людей, оставшихся без погребения. Но были ли носители булгарских культурных традиций в регионе истреблены полностью? Маловероятно, хотя и возможно.
Памятники золотоордынской эпохи
М.Р. Полесских отметил, что в наших краях в золотоордынское время, существовало как минимум четыре селища. Это Решетиха и Потодеевское в Наровчатском районе. А также Калашный Затон в городской черте Пензы и Никольское в Кузнецком районе[3, с. 56]. Позднее было найдено Саловское селище в Городищенском районе и несколько других памятников.
На всех был обнаружен культурный слой эпохи Золотой Орды. Но существовали ли эти поселения в домонгольскую эпоху? На Никольском селище, как будто, зафиксированы материалы этого времени. На остальных же памятниках раскопок не проводилось.
Методологические трудности в науке
Существовала ли генетическая связь между населением памятников булгарского типа домонгольского времени и жителями золотоордынских селищ? На этот вопрос мы пока не можем ответить. Слишком уж слабо исследованы археологические памятники в нашей области.
Кроме того, культура Золотой Орды имеет синкретический характер. В её основу были положены культуры завоёванных народов. В том числе Волжской Булгарии. Поэтому булгарская и золотоордынская культуры похожи. Но сходство культур ещё не говорит о том, что их носители были связаны родством. Археология, в принципе, способна зафиксировать только культурную связь. Что же касается прямого, биологического родства между людьми, то это дело антропологии.
Никольское селище
Но остановимся подробнее на материалах Никольского селища. Тем более что этот памятник заслуживает самого пристального внимания. Памятник был открыт М.Р. Полесских в 1965 году[4, с. 80]. Площадь селища невелика, приблизительно 400×250 метров. На поверхности памятника в разное время было собрано огромное количество железных и бронзовых изделий, а также керамика.
Среди находок есть детали сельскохозяйственных орудий. Был найден даже плужный нож. А также железный серп и фрагменты каменных жерновов. Встречены были также орудия, напоминающие современные мотыги. Таким образом, местные жители занимались земледелием. О животноводстве свидетельствуют находки костей крупного рогатого скота[4, с. 80-81].
Производство украшений
Но больше всего на памятнике было обнаружено бронзовых изделий и инструментов для обработки цветных металлов. Там был найден пуансон, при помощи которого на бронзовых пластинах делались выпуклины в виде полусфер. Но самой интересной находкой, на наш взгляд, была часть штампа. На нём был вырезан узор. Во время работы, штамп накладывали на тоненькую медную полоску и ударяли молотком сверху. В результате на меди оставался отпечаток орнамента в виде «лозы»[4, рис. 7:2]. Ещё на памятнике было найдено множество обломков пластинчатых браслетов. Были среди них два таких, которые могли быть изготовлены при помощи этого штампа.
Вообще браслеты из бронзовых пластинок попадались на селище в очень больших количествах. Надо думать, что поблизости находились мастерские по их изготовлению. На концах большинства браслетов красовались схематические изображения львиных мордочек. Наносились на браслеты также изображения фантастических цветов. В большинстве случаев узоры наносились на браслет отнюдь не штампом. Ювелир выбивал орнамент на поверхности пластины тоненьким долотом или подобием кернера.
Безмонетный период
Своеобразную загадку представляют изделия из свинцово-оловянного сплава[4, с. 92, рис. 10]. Их форма очень разнообразна. Чаще всего они представляют собой кружок с отверстием. Поэтому некоторые можно использовать в качестве пуговиц. Но есть также гипотеза, что это – весовые гирьки. Их могли использовать для взвешивания серебра во время так называемого безмонетного периода.
Он охватил территорию русских княжеств и Волжской Булгарии в XII-XIII веках. Его причиной было уменьшение притока серебра в Восточную Европу. Роль денег в это время играли рубленые кусочки серебряных слитков. Поэтому неизменным атрибутом купца становятся весы.
Монетные клады
В золотоордынское время край был обитаем. Об этом могут говорить, к примеру, монетные клады. Два клада золотоордынских монет на территории современной Пензенской области нашли ещё до Революции. Один обнаружили в окрестностях известного нам села Никольское. Другой – на территории города Керенска (ныне Вадинск). Оба клада были описаны выдающимся саратовским археологом А.А. Кротковым (1866-1945).
Кроме того, в разное время клады находили близ сёл Корсаевка в Белинском районе[5, с. 19], Ольгино в Вадинском районе[5, с. 28], Средняя Елюзань в Городищенском районе[5, с. 40], Шишовка в Кузнецком районе[5, с. 78], Тезиково-Михайловское в Наровчатском районе[5, с. 98]. Множество монет, в том числе в составе кладов, обнаружено было и на территории Наровчата.
К сожалению, по кладам нельзя определить, кто их оставил. Поэтому этнокультурный состав жителей региона остаётся для нас загадкой. Одно только не вызывает сомнения. В Посурье и Примокшанье, как и в домонгольское время, жила мордва. Об этом говорит наличие мордовских могильников того времени.
Мордовские могильники эпохи Золотой Орды
Золотоордынским временем датируется, к примеру, Беднодемьяновский могильник XIII-XIV вв.[5, с. 13]. К тому же времени относится один из Кармалейских могильников в Вадинском районе[5, с. 29]. Также как Старосотенский могильник под Наровчатом[5, с. 96]. Казбекский могильник в Наровчатском районе существовал в XIV веке[5, с. 94]. Самый поздний из этой плеяды – Чернозерский могильник в Мокшанском районе. Он относился к XIV-XV вв.[5, с. 90].
Однако, в то же самое время, в регионе проживали люди, чья культура отличалась от мордовской. Мы будем условно называть их носителями золотоордынских культурных традиций. Хотя термин этот имеет множество недостатков.
Характер культуры Золотой Орды
Главная проблема состоит в том, Золотая Орда не была единым целым ни в этническом, ни в культурном отношении. На её территории проживало множество народов. Они находились на разных ступенях социального развития. У большинства народов были собственная культура и свой язык или диалект. На территории государства сосуществовали десятки хозяйственных типов и верований. Ханы не смогли (да и не очень старались) превратить этот конгломерат народов в один народ.
Поэтому, когда археологи говорят о культуре Золотой Орды, то подразумевают культуру элиты этого государства. Что же это была за культура, и как она возникла? Покорив множество народов в Азии и Европе, монголы накопили в своих руках бесчисленные богатства. Не все они состояли из благородных металлов, драгоценных камней и дорогих тканей. Имелось и кое-что посущественней. В руках у завоевателей оказались земли с пашнями, пастбищами и лесными угодьями. А ещё людские ресурсы всех покорённых народов.
Города золотордынской эпохи
Улус потомков Джучи сравнительно скоро вышел из подчинения Монгольской империи. И превратился в независимое государство, которое мы знаем под именем Золотой Орды. Сразу после завоевательных походов, руками покорённых народов, монголы начали строить себе города. В них должно было быть всё, для роскошной жизни монгольской аристократии. Большинство городов было возведено в степной полосе Восточной Европы. Особенно много их было в Нижнем Поволжье. Должно быть, для монголов имело значение близкое расположение Волжского речного торгового пути.
В частности, именно в этих краях появляются две будущих столицы Золотой Орды – Старый и Новый Сараи. Неподалёку возник город Бельджамен (Бездеж русских летописей). Немного севернее, в районе современного Саратова, возник богатый город Укек (Увек).
Однако города возникали и в других районах Золотой Орды: в Крыму, на Кавказе, в Средней Азии и т.д. Со временем золотоордынский городской центр возник и в Примокшанье. Следы этого поселения археологи нашли на территории современного Наровчата и в его окрестностях. Это был знаменитый город Мохши, носивший также имя Нуриджан.
Загадки города Мохши
С лёгкой руки крупного пензенского краеведа В.И. Лебедева за городом Мохши закрепился эпитет «загадочный». В известной степени, это символично, потому что история поселения действительно полна тайн. Например, точно неизвестно, когда именно был основан город. В целом, в науке существует три варианта ответа на этот вопрос. Согласно первой версии, Наровчатское городище возникло ещё до монголо-татарского нашествия. Впрочем, эту гипотезу можно сразу отбросить, так как она ничем не аргументирована. До сих пор на территории Мохши не найден культурный слой, достоверно датирующийся домонгольской эпохой.
Другая версия была выдвинута С.В. Белоусовым в 1995 году[6]. Согласно этой гипотезе город Мохши существовал уже в 90-х годах XIII века. И не просто существовал, а чеканил свою монету. Что говорит в пользу этой гипотезы? Пока только данные нумизматики, то есть науки, изучающей монеты.
Светлана Алексеевна Янина, один из крупнейших отечественных нумизматов XX века, когда-то обнаружила в собрании Наровчатского музея 22 серебряных монеты особого типа. Монеты были анонимные и без года чеканки. Но больше всего по виду напоминали монеты начала правления хана Токты (1291-1312). При этом на монетах было указано место чекана. Надпись допускала двойное прочтение названия города: «Нуриджан» или «Бузинкар»[7, с. 194].
Время возникновения города
Гипотеза эта имеет право на существование. Однако есть у неё слабые места. Например, никто не может дать полной гарантии, что завтра археологи не найдут ранее неизвестный город Бузинкар. Кроме того, монеты с загадочным чеканом, отнесены к 1290-м годам только по внешнему виду. Ни даты, ни имени правителя на них нет. Поэтому сомнения в том, что гипотеза верна, всё же остаются.
Наконец, третья гипотеза гласит, что город Мохши возник в начале правления хана Узбека (1313-1341). Приблизительно к этому времени относил основание города Александр Августинович Кротков (1866-1945) – первый исследователь Наровчатского городища.
В том, что город Мохши существовал в это время, не сомневается практически никто. Доказательством тому служат многочисленные находки монет Узбека. На этот раз нумизматические данные не допускают двусмысленных толкований. Ведь на монетах значатся место и год чеканки, а также имя хана. Сомнений быть не может: работал местный монетный двор.
Статус города Нуриджана
Факт, что в Мохши чеканили собственную монету, говорит о том, что город имел улусный статус. Правда, величина подчинённого улуса была невелика. Слишком уж периферийное положение занимал этот небольшой городок среди других городов Золотой Орды.
В местном краеведении существует один наивный миф. Он гласит, что в начале правления Узбека Мохши на короткое время стал столицей Золотой Орды. Однако ни одного убедительного доказательства тому не приводится. Нельзя конечно отрицать, что Узбек мог посетить этот городок. И даже подписать в нём пару указов. Золотоордынские ханы вообще долго хранили верность некоторым кочевым традициям.
В начале существования Золотой Орды у правителей даже существовала практика ежегодно объезжать свои владения. В этой поездке хана сопровождал весь двор. При этом город, где останавливалась процессия, на время становился как бы столицей государства. Нам трудно судить, сохранялась ли подобная практика при Узбеке. Но едва ли при нём Мохши имел более высокий статус, чем другие золотоордынские города.
Город и его значение для истории Золотой Орды
Краеведы, распространяющие эту наивную идею, стремятся подчеркнуть значимость средневекового Наровчата. Как будто провинциального города не так интересна, как жизнь столицы. На самом деле всё свидетельствует, скорее о периферийном характере Мохши. Он был удалён от столичных центров и торговых путей и занимал приграничное положение.
Однако не стоит и преуменьшать значение городка. Всё же он представлял собой внушительное зрелище. Попробуем мысленно совершить прогулку по улусному центру. Тем более что его топография в общих чертах известна археологам.
Прогулка по средневековому городу
Центр города Мохши приблизительно совпадал с центром современного Наровчата. На Советской площади, там, где сейчас находится Покровский собор, когда-то стояла белокаменная мечеть. Она была облицована известняковыми плитами, покрытыми орнаментом. Некоторые из этих плит были найдены в 1870 году, во время перестройки собора.
К югу от мечети, где сейчас располагается городской сад, находилось мусульманское кладбище. А вот к северу, на некотором расстоянии от мечети, находилась улица гончаров. Там жили ремесленники, изготавливавшие глиняную посуду. Там же археологи нашли остатки трёх гончарных горнов.
К западу и юго-западу от мечети находился экономический центр города. А.А. Кротков нашёл в этом пространстве следы торговой площади и какого-то крупного здания. Оно могло быть как резиденцией наместника, так и караван-сараем.
Окрестные кладбища
Юго-западная граница города проходила в районе современной Красноармейской улицы. Там, где она сейчас находится, и к западу от неё в золотоордынское время находилось кладбище. Оно было очень большим и состояло из двух участков. На одном умерших хоронили в соответствии с мордовской языческой традицией. На другом покойных погребали по обрядам ислама. На мусульманской части кладбища археолог А.Е. Алихова раскопала фундамент пяти мавзолеев. Один из них, возможно, одновременно был мечетью.
К северу от кладбища простиралось поле. На нём археологи нашли следы глиняного карьера. Здесь добывали глину для изготовления кирпичей. Здесь же находилась площадка для их просушки. И две печи для обжига кирпича. Стоит сказать, что в городе Мохши было много кирпичных зданий. Для сравнения: на всех домонгольских памятниках булгарского типа не найдено ни одного кирпичного сооружения. За исключением, конечно, гончарных горнов. До золотоордынского времени кирпич в регионе вообще был редкостью.
Урочище Красный Ключ
Кроме того, следы золотоордынских сооружений были найдены к северо-западу от Наровчата. Как известно, ислам, распространившийся на территории Золотой Орды, предписывал частые омовения. Поэтому в золотоордынские города немыслимы без бань. Одной из особенностей Мохши было то, эти пожароопасные постройки были вынесены за городскую черту. Район, где были сосредоточены бани, находился на возвышенности Красный Ключ. От современной застройки Наровчата это урочище отделено оврагом. Всего здесь было раскопано 9 небольших частных бань. А также одна крупная общественная баня с водопроводом и здание, интерпретируемое как чайхана. Все бани имели подпольное отопление.
Весьма характерной особенностью золотоордынских многих зданий города Мохши был их декоративный вид. Снаружи их старались облицовывать изразцами, которые покрывались цветной поливой. Преобладали голубые и синие тона. Такие изразцы покрывали мавзолеи мусульманской части загородного кладбища. Встречались изразцы и в районе Красного Ключа. По-видимому, ими были покрыты некоторые бани или чайхана. Стены некоторых бань изнутри покрывались декоративной штукатуркой. На неё наносились какие-то витиеватые узоры.
“Великая замятня” в истории Золотой Орды
Приблизительно так выглядел Мохши в период своего расцвета. А расцвет всех золотоордынских городов пришёлся на годы правления ханов Узбека и Джанибека. После них Золотая Орда вступила в полосу кризиса и упадка. Одним из его симптомов стала непрекращающаяся кровавая борьба за ханский престол. Она продолжалась на протяжении 1360-х и 1370-х годов.
Другим симптомом стало усиление центробежных сил. Некогда единое государство затрещало по швам. И это было неудивительно. Государство Джучидов существовало уже больше столетия. За это время в нём сформировался слой феодалов. Они усилились до того, что стали тяготиться центральной ханской властью.
Тагай и Нарчатка
С попыткой одного такого князька отделиться от центральной власти Золотой Орды связан важный драматический эпизод в истории нашего края. Случилось это около 1361 года, когда князёк Тагай задумал создать своё маленькое государство. Сколотив отряд головорезов он направился к Мохши. Улус, находящийся на периферии Золотой Орды было легче завоевать и отделить.
Навстречу Тагаю вышел гарнизон Нуриджана. Предание гласит, что во главе этого войска стояла женщина. Её имя не дошло до нас. Осталось только прозвище – Нарчатка, по имени города и улуса. Предположительно, это была жена здешнего владыки (точнее ханского наместника). По крайней мере, так говорят некоторые легенды. В одной упоминается имя мужа Нарчатки – Азарап[8, с. 98-101]. Едва ли женщина сама командовала войском. Но помогать в подготовке к бою, и вообще быть «душой обороны» она могла.
По-видимому, армия Нарчатки оказалась невелика. И, во время сражения на берегу (по другим сведениям – на льду) реки Шелдаиса (по другим сведениям Мокши), защитники города потерпели поражение. По легенде Нарчатка, видя битву проигранной, бросилась с конём с обрыва реки, чтобы избежать плена.
Край под властью Тагая
Тагай мог праздновать победу. Он утвердился в Мохши приблизительно на пять лет. Очевидно, именно он начал строить оборонительные укрепления с западной стороны города. Следы оплывших валов видны там до сих пор. Очевидно, оборонительная линия осталась недостроенной. В северо-западной части городища вместо сплошных валов виднеется только цепочка небольших всхолмлений. Местные жители называют их Бугры.
О дальнейшей судьбе Тагая можно узнать из русских летописей. Подробнее всего об этом рассказано в Никоновской[9, с. 5-6]. В 1365 году Тагай решил снова попытать счастье и напал на Переяславль-Рязанский. Город ему удалось сжечь и разграбить. Однако по пути назад его настигли князья Олег Рязанский, Владимир Пронский и Тит Козельский. Они наголову разбили войско Тагая, причём сам он едва успел уйти живым. Через некоторое время чеканка монет от имени Тагая в городе Мохши прекратилась. Дальнейшая судьба этого авантюриста неизвестна.
Конец “великой замятни” и царствование Тохтамыша
«Великая замятня» в Золотой Орде закончилась ориентировочно в начале 1380-годов. Тогда хану Тохтамышу на короткий срок удалось восстановить шаткое единство государства. Своим политическим возвышением Тохтамыш объективно был обязан двум людям. Во-первых, эмиру самаркандской державы Тимуру (Тамерлану). Этот великий и жестокий полководец много лет был покровителем Тохтамыша. Титул хана он получил благодаря военной помощи Тимура. Именно к его двору неизменно спешил Тохтамыш, проиграв очередное сражение за власть над Ордой.
Во-вторых, он был немало обязан князю Дмитрию Донскому. Ведь именно он разгромил на Куликовом поле одного из главных «конкурентов» Тохтамыша – предприимчивого беклярибека Мамая. В “благодарность” князю, Тохтамыш в 1382 году сжёг Москву. А в “благодарность” Тамерлану в 1384 году начал с ним войну.
Война Тохтамыша и Тамерлана
Военное противостояние продолжалось свыше десяти лет. В разное время боевые столкновения происходили на Кавказе, в Средней Азии, в Поволжье и т.д. Тимур оказался сильней. Он поставил точку в череде войн своим знаменитым походом 1394-95 годов. В апреле 1395 год, Тимур разгромил войско Тохтамыша на берегах Терека. Хан, оставшийся без армии, бежал в Укек. Но скоро войско Тимура оказалось в окрестностях города. Тохтамыш бежал в Булгар. А оставленный город был разорён.
Низам ад-Дин Шами, первый биограф Тимура, лаконично сообщал, что произошло после захвата Укека. Некоторое время войска «Железного Хромца» вели военные действия на реке Узи[10, с. 121]. Не исключено, что хронист имел в виду хорошо знакомую нам Узу.
Через некоторое время, по сообщению того же автора, войско Тимура разграбило некий город Машку и подчинённую ему область[10, с. 121]. Уж не сообщает ли нам историк о судьбе города Мохши? Правда, почему-то Низам ад-Дин говорит о нём как о владении урусов, то есть русском городе. Но, так как Мохши занимал приграничное положение, это могло быть ошибкой.
Итоги военного противостояния
Поход Тамерлана против Тохтамыша изрядно подорвал экономическую мощь Орды. А ведь она не успела ещё преодолеть последствия «великой замятни». К тому же разорение привело к перемещению торговых путей. Из-за этого ордынская казна лишилась огромных богатств. Через некоторое время Золотая Орда распалась на несколько ханств. Так в истории Восточной Европы начался новый этап.
Однако, Мохши не исчез в результате похода Тамерлана. Об этом может говорить, хотя бы то, что археолог А.Е. Алихова, во время раскопок одного из мавзолеев в окрестностях Наровчата, нашла монеты князя Василия Тёмного (1424-1462)[11, с. 230]. Да и жизнь в регионе не замерла. Так, на мордовском Чернозерском могильнике хоронить умерших продолжали ещё в XV веке.
Что стало причиной экономического упадка региона?
Однако, хотя край не совсем обезлюдел, но численность населения в нём уменьшилась. Археологических памятников, датирующихся XV-XVI вв. на территории Пензенской области очень мало. Главной причиной тому, пожалуй, является угроза со стороны степи.
Она после распада Золотой Орды, оказалась во власти многочисленных кочевых племён. Почти ежегодно они совершали набеги на Польские, Литовские и Русские земли. И каждый раз уводили тысячи пленников, которых потом сбывали на невольничьих рынках. Набеги сопровождались грабежом и резнёй. Весьма красноречиво об этом когда-то писал В.О. Ключевский.
Угроза степного коридора
Степной коридор между Сурой и Мокшей почти всегда был источником опасности. Через него крымцы и ногайцы совершали свои набеги. Лишь к концу XVII века его удалось более или менее надёжно перекрыть оборонительными чертами. А ведь и это удалось сделать только ценой огромных жертв и усилий народа огромной страны. Напротив, жители Посурья и Примокшанья, преимущественно представленные мордвой, были слишком малочисленны, чтобы противостоять разбою кочевников.
Очевидно, местные жители вынуждены были уходить в леса. В самые глухие и отдалённые уголки. Зачастую, это была бедная и дикая местность с очень ограниченными ресурсами. А ещё местным жителям приходилось разделяться на маленькие группы, чтобы удобней было спрятаться от незваных гостей. Вероятнее всего, именно с этим был связан упадок, который ощущался в хозяйстве и культуре.
Только русская колонизация Верхнего Примокшанья и Посурья, сопровождавшаяся строительством оборонительных черт, положила конец набегам кочевников, сделав жизнь в регионе относительно безопасной.
Д.С. Иконников
Автор выражает благодарность сотрудникам Наровчатского краеведческого музея-заповедника и его директору Сохрякову А.Г. за возможность работать с фондами музея и помощь в сборе материалов.
Литература:
1 Смирнов А.П. Волжские болгары, 1951 ссылка
2 Рашид-ад-Дин Сборник Летописей. т. 2 1960 ссылка
3 Полесских М.Р. О культуре и некоторых ремеслах обулгаризированных буртас // Из истории ранних булгар. Казань, 1981
4 Иконников Д.С. Хозяйственная деятельность населения Никольского селища XIII-XIV вв. // Урало-Поволжье в древности и средневековье. 2011 ссылка
5 Полесских М.Р. Археологические памятники Пензеской области, 1970
6 Белоусов С.В. Монетный двор города Мохши // Страницы истории Волго-Донья, 1995
7 Янина С.А. Монеты Золотой Орды из раскопок и сборов Поволжской археологической экспедиции на Царевом городище 1959-1962 // Поволжье в средние века, 1970 ссылка
8 Устное народное творчество Наровчатского края (сост. Сохряков А.Г.), 2008
9 Полное собрание русских летописей. Т. 11, 1897 ссылка
10 Сборник материалов относящихся к истории Золотой Орды. Т. II, 1941 ссылка
11 Алихова А.Е. Мавзолеи города Мохши-Наровчата // Советская археология, 1973 №2 ссылка
Связаться с нами:
Связаться с нами, высказать замечания, поделиться идеями или предложить материалы можно по электронному адресу: geosmiinfo@mail.ru
Поддержать проект:
Поддержать проект можно переводом на счёт № 40817810348008954923 (Сбербанк) или при помощи приложения Юmoney:
Подписывайтесь на новостные рассылки, чтобы получать сообщения о новых публикация по электронной почте: