Транспортные коммуникации в окрестностях Ахун и Засурья представлены железной дорогой и шоссейными и просёлочными наземными путями сообщения.
Куйбышевская железная дорога
Через окрестности микрорайонов проходит участок железнодорожного полотна, относящийся к Пензенскому региону Куйбышевской железной дороги. Движение на данном участке пути (часть Моршанско-Сызранской железной дороги) было открыто в 1874 году. С 1889 года он входит в состав Сызрано-Вяземской железной дороги (Брокгауз и Ефрон, Сызрано-Вяземская железная дорога).
Напротив микрорайонов Ахуны и Засурье железная дорога делает несколько резких изгибов. Она выходит за пределы городских кварталов в районе улицы Чаадаева. Отсюда она проходит около 7 км в восточном направлении. Затем, после станции Селикса, лежащей напротив северо-восточного угла г. Заречного, дорога довольно резко поворачивает на юг. Ещё приблизительно через 10 км, напротив станции Леонидовка, дорога снова поворачивает на восток. Такая сложная траектория пути, по-видимому, связана с тем, что дорога тяготела к водораздельной гряде между долиной речки Ирна (приток Вяди) на востоке и долинами ручьев Чемодан, Студёный, Исачка, Кичкелейка и Жданка на западе. По мере удаления от Пензы на дороге располагаются следующие объекты: Ахунский переезд и железнодорожные станции 720-й км, Селикса, 727-й км и Леонидовка.
Шоссе
Наиболее важную роль в транспортном сообщении в районе окрестностей Ахун и Засурья играют шоссейные дороги.
Пенза-Заречный со стороны Нейтральной улицы
Пензу и г. Заречный соединяет несколько дорог. Однако рейсовый транспорт (автобусы №№ 101 и 103, маршрутное такси №№ 111, 112, 113) курсирует только через шоссе, являющееся продолжением улицы Нейтральной. Эта дорога имеет длину около 6 км. Она проходит с запада на восток параллельно железной дороге, проходящей неподалёку. На дороге есть несколько остановок. Неподалёку от границы г. Заречного шоссе раздваивается. Северная ветка ведёт к КПП № 5, южная – к КПП № 11.
На расстоянии около 2 км от Пензы в северном направлении от шоссе отходит ветка, пересекающая Куйбышевскую железную дорогу. В этом месте образуется так называемый Ахунский переезд. А, приблизительно в 3,5 км от Пензы, в южном направлении от Зареченского шоссе отходит дорога, проходящая через Ахунский песчаный карьер. Она делает Г-образный изгиб и заканчивается у Зареченского кладбища.
Ахунская дорога
Наиболее важной транспортной коммуникацией к юго-востоку от Пензы имеет дорога, являющаяся продолжением улицы Измайлова. Она, в целом, проходит с запада на восток. Это шоссе соединяет центр города с микрорайонами Дегтярный затон, Сосновка и Ахуны. Так как местность между Сосновкой и Ахунами заболочена, то в этом районе дорога делает ряд изгибов. На территории Ахун, она продолжается в виде улицы Коннозаводской, которая пересекает весь посёлок в направлении с северо-запада на юго-восток. За пределами посёлка шоссе проходит в юго-восточном направлении и заканчивается в Засурье.
По этому пути курсирует маршрутное такси №№ 93 и 99. Дорога имеет ряд важные ответвления. Приблизительно посередине между Ахунами и Засурьем располагается перекрёсток. В северо-восточном направлении от него отходит шоссе, ведущее к Ахунской проходной г. Заречного. Рядом с дорогой располагается также Ахунское кладбище. В юго-западном направлении от перекрёстка проходит Безымянная дорога, охватывающая лесопарковую зону микрорайона Ахуны с юга полукольцом. От этой небольшой дороги ответвляется сильно изношенная дорога к посёлку Бурчиха.
Фактически, ответвлением Ахунской дороги можно назвать Золотарёвское шоссе, которое начинается рядом с микрорайоном Засурье.
Золотарёвская дорога
Шоссе, соединяющее микрорайон Засурье и рабочий посёлок Золотарёвку имеет длину свыше 20 км. До 6-го километра (считая от Пензы) дорога отличается значительной извилистостью. Вероятно, это связано с тем, что здесь она прокладывалась в обход сильно пересечённой местности в районе Кичкилейских оврагов.
Шоссе имеет ряд важных ответвлений. Прежде всего, напротив третьего километра располагается развилка, откуда отходит дорога к Возрождению и селу Кичкилейке. Это шоссе также отличается большой извилистостью, что обусловлено сложностью рельефа. Конечным пунктом дороги является Областной социально-реабилитационный центр для детей и молодых инвалидов. Дорога поддерживается в хорошем состоянии. На ней даже имеются остановки для общественного транспорта, который, однако, здесь не курсирует.
Кроме того, недалеко от 10-го километра от Золотарёвского шоссе ответвляется дорога к станции Леонидовка.
Немалое значение для жителей окрестностей имеют просёлочные дороги. Здесь будут охарактеризованы наиболее важные из них.
1. Дорога вдоль северо-западной стены Заречного
Просёлочная сравнительно крупная дорога начинается в районе КПП № 5. Она проходит вдоль прямой северо-западной стены закрытого города мимо Зареченского кладбища. Заканчивается дорога недалеко от угла бетонной стены (наиболее западной точки территории Заречного). Здесь она соединяется с дорогами, проходящими через Торфопосёлок. Дорогой пользуются сравнительно часто (преимущественно водители легковых машин). Она проложена в районе, где преобладают песчаные почвы, поэтому её состояние удовлетворительное.
2. Дорога вдоль юго-западной стены Заречного
Первоначально дорога была возведена в начале 2000-х годов для обслуживания строительства новой линии электропередач. ЛЭП так и не была достроена. В настоящее время она постепенно разрушается.
Дорога проходила через участок с весьма сложным рельефом. В частности, она пересекала овраг Чемодан. В ходе прокладки дороги через ручей был перекинут мост, который в настоящее время полностью разрушен. Сама дорога представляла собой полосу насыпного грунта. Она начиналась от западного угла Заречного, соединяясь здесь с дорогой № 1, и проходила вдоль бетонной стены до Ахунской проходной.
Дорога стала приходить в ветхое состояние сравнительно быстро после строительства. После разрушения моста пользоваться ей стало почти невозможно, и она начала зарастать травой. В настоящее время дорога представляет собой небольшую труднопроходимую тропу.
3. Дорога между Зареченским кладбищем и Торфопосёлком
Дорога пригодна для движения транспорта различных габаритов. Она начинается от шоссе, ведущего к воротам Зареченского кладбища, в нескольких метрах от них. Сначала дорога проходит параллельно кладбищенской стене, затем углубляется в лес, пока не достигает улицы Подсобное хозяйство, относящейся к Торфопосёлку. На всём протяжении дороги параллельно ей проходит газовый трубопровод. Несмотря на малую протяжённость, дорога имеет большое значение, так как соединяет микрорайон Ахуны с Селиксой, главными проходными г. Заречного, Ахунским переездом и т.д.
4. Дорога через песчаный котлован
Дорога представляет собой ответвление предыдущего пути. Она соединяется с шоссе, ведущим к Зареченскому кладбищу, недалеко от его коленчатого изгиба. Отсюда она спускается на дно песчаного котлована, представляющего собой южную часть Ахунского песчаного карьера. Проходя параллельно обрыву, представляющему собой стенку котлована, дорога выходит на улицу Подсобное хозяйство недалеко от места, где с ним же соединяется дорога, ведущая к Зареченскому кладбищу. Описанный путь пригоден для пешеходов. Проезд по нему на машине невозможен. Протяжённость дороги – около одного километра.
5. Дорога через Торфопосёлок (улица Подсобное Хозяйство)
Путь имеет очень большое значение, так как находится в единственной точке, где разногабаритные транспортные средства могут пересечь овраг Чемодан. Длина улицы Подсобное хозяйство составляет около 800 метров. Рядом с ней проходят недостроенная ЛЭП и газовый трубопровод. Дорогой часто пользуются автомобилисты и пешеходы. Она находится в удовлетворительном состоянии. Определённой проблемой на этом участке пути может служить песчаный грунт, в котором может увязнуть малогабаритный транспорт.
6. Дорога между Торфопорсёлком и Спартаковской улицей
Путь является прямым продолжением ранее описанной дороги № 5. Он представляет собой единственное средство коммуникации, соединяющее Торфопосёлок и Ахуны. Просёлочная дорога проходит параллельно оврагу Чемодан на небольшом расстоянии от него через территорию памятника природы – Ахунского соснового бора. Дорога заходит на территорию микрорайона Ахуны вблизи санатория «Серебряный бор». Её протяжённость составляет около полукилометра. Дорогой часто пользуются как пешеходы, так и автомобилисты.
7. Дорога между окрестностями Торфопосёлка и Ахунской проходной г. Заречного (дорога вдоль трубопровода)
Эта весьма важная коммуникация длиной более 2 км некогда ответвлялась от просёлка, соединявшего Торфопосёлок и Спартаковскую улицу (дорога № 6). Проходя в юго-восточном направлении, она выходила на Зареченскую дорогу недалеко от Ахунской проходной. Дорога имела огромное значение как путь для пожарного транспорта. От неё отходили ответвления в сторону Агропромышленного колледжа, Автодрома, бывшей Психколонии и шоссе, ведущего к Ахунской проходной г. Заречного. Практически на всём протяжении пути дорога проходила вдоль газового трубопровода. В настоящее время часть коммуникации попала в частные руки, и путь оказался перегорожен. Сложившаяся ситуация многократно увеличивает пожароопасность в северной части Ахун и на территории ООПТ «Ахунский сосновый бор».
8. Дорога между улицей Мичурина и Автодромом
Также представляет важную коммуникацию. Начало дороги находится в районе перекрёстка улиц Мичурина и Грибоедова близ бывшего Санатория им. С.М. Кирова. Далее путь проходит мимо бывших пионерских лагерей «Дружба», «Орлёнок» и «Теремок», выходит к домам проезда Грибоедова, пересекает земляную плотину через овраг Студёный в окрестностях бывш. Психколонии и достигает Автодрома Агротехнического колледжа. Просёлочный путь пересекает дорогу № 7 и газовый трубопровод между окрестностями бывш. Психколонии и Автодромом.
9. Дорога вдоль Кладбищенского оврага
Путь начинается от дороги № 8 между домами проезда Грибоедова и территорией заброшенных пионерских лагерей. Отсюда дорога углубляется в лес и выходит на берег оврага Студёный, недалеко от места впадения в него Кладбищенского оврага. Далее путь идёт вдоль его левого берега. На этом участке дорога часто используется местными жителями и отдыхающими для прогулок. Здесь она сравнительно регулярно очищается от ветролома. В конце соединяется с дорогой № 14. Путь пересекает дорога № 13.
10. Дорога через Ахунский дендрарий
Первоначально дорога начиналась на территории Ахунского соснового бора, рядом с многоэтажным домом (ул. Грибоедова, 4). Углубившись в лес, она проходила между юго-западным краем Ахунского дендрария и домами по 2-й Питомниковой улице, затем углублялась в лес и выходила к шоссе, ведущему к Ахунской проходной г. Заречного вблизи ворот Ахунского кладбища. В настоящее время начало и конец дороги фактически, перестали существовать.
11. Дорога между бывшим санаторием С.М. Кирова и Ахунским кладбищем
Путь начинается от окрестностей бывшего санатория им. С.М. Кирова (улица Мичурина), углубляется в лес и, двигаясь в юго-восточном направлении, достигает шоссе, ведущее к Ахунской проходной г. Зареченого севернее Ахунского кладбища. От дороги ответвляется тропа, ведущая в Ахунский дендрарий.
12. Дорога между улицей 2-й Питомниковой и Ахунским кладбищем
Дорога двойная. Обе ветви начинаются от домов 2-й Питомниковой улицы, проходят через памятник природы Ахунский сосновый бор и выходят к шоссе, ведущему к Ахунской проходной г. Заречного вблизи Ахунского кладбища (северная ветвь дороги – вблизи кладбищенских ворот, южная – вблизи юго-западной ограды).
13. Дорога, соединяющая бывший Санаторий им. С.М. Кирова и овраг Студёный
Путь начинается там же, где и дорога № 11, и проходит почти под прямым углом с ней в северо-восточном направлении. Дорога проходит через территорию памятника природы Ахунский сосновый бор и пересекается с дорогой № 9 на берегу оврага Студёный.
14. Дорога между 2-й Питомниковой улицей и Кладбищенским оврагом
Путь проходит параллельно дороге № 13. Первоначально он ответвлялся от дороги № 10. В настоящее время дорога начинается на территории Ахунского соснового бора между церковью и усадьбами 2-й Питомниковой улицы, проходит в северо-восточном направлении, в конце соединяясь почти под прямым углом с дорогой № 9.
15. Дорога, соединяющая улицу Конструкторскую с Золотарёвским шоссе
Путь начинается в верхней части Конструкторской улицы между водонапорной башней и оградой санатория «Берёзка», поднимается вверх, проходит через Ахунский глиняный карьер, пересекает Безымянное шоссе рядом с подстанцией ЛЭП, углубляется в лес и выходит коленчатому изгибу Золотарёвского шоссе на расстоянии около 0,5 км от его начала. Дорога имеет несколько ответвлений.
16. Дорога вдоль левого берега р. Старой Суры
В левобережье Старой Суры большое значение имеет дорога, проходящая вдоль речного берега. Она начинается рядом с металлическим мостиком, пересекающим реку в районе Лодочной улицы. Часть пути проходит через территорию памятника природы Пойменная дубрава. В настоящее время тропа прослеживается до заброшенного песчаного пляжа напротив залива Белый Омут. У дороги имеется несколько ответвлений (в том числе к СНТ Пригородному).
17. Дорога Ахуны – овраг Исачка – Западный Кичкилейский овраг
Дорога (просека) начинается напротив изгиба Безымянного шоссе, проходит в юго-восточном направлении на расстояние около 4 км, последовательно пересекая овраг Исачку и Кичкилейское шоссе. Углубившись в лес, дорога доходит до правого берега Западного Кичкилейского оврага.
На правом берегу оврага Исачка от дороги ответвляется тропа, пересекающая овраг несколько ниже, чем основной путь и выходящая к резкому повороту Кичкилейского шоссе.
18. Дорога, проходящая выше надпойменной террасы
Путь также представляет собой просеку, проходящую параллельно дороге № 17 на расстоянии около 500 метров от неё. Он начинается недалеко от места пересечения шоссе, ведущего к Бурчихе, с ЛЭП, углубляется в лес и проходит в юго-восточном направлении около 3 км, мимо памятника природы «Бурчихинские склоны». Первоначально дорога пересекала овраг Исачку и выходила к Кичкилейскому шоссе близ места, где оно делает резкий изгиб. В настоящее время конечная часть пути практически исчезла из-за ветролома.
19. Дорога по краю надпойменной террасы
Путь проходит неподалёку от дороги № 18 и представляет собой небольшую пешеходную тропу, протянувшуюся вдоль края склона надпойменной террасы между Ахунами и Бурчихой. Дорога проходит через памятник природы – «Бурчихинские склоны».
Перпендикулярно дорогам №№ 17 и 18 проходит несколько просек. Здесь мы остановимся только на одной, представляющей наибольший интерес.
20. Дорога между ближней подстанцией ЛЭП и Бурчихинским шоссе
Путь начинается от опушки леса в окрестностях ближней подстанции, рядом с Безымянным шоссе, проходит в юго-западном направлении, под прямым углом пересекает дороги № 17 и 18, спускается по склону надпойменной террасы, достигая шоссе, ведущее к посёлку Бурчихе.
21. Дорога вдоль правого берега оврага Исачка
Путь проходит от верховьев оврага в юго-западном направлении, пересекает дороги №№ 17 и 18. Дорога имеет множество ответвлений, в том числе, в сторону посёлка Бурчихи.
22. Дорога через верховья Кичкилейских оврагов
Путь начинается напротив дорожной развилки, где от Золотарёвского шоссе ответвляется дорога к Возрождению и Кичкилейке. Двигаясь в юго-восточном направлении, дорога углубляется в лес, пересекает верховья Западного и Восточного Кичкилейского оврагов и выходит к окрестностям Золотарёвского шоссе недалеко от того места, где от него ответвляется дорога на станцию Леонидовку. Общая протяжённость пути составляет свыше 4 км.
23-24. Дороги вдоль «Старой» и «Новой» линий электропередач
Под «Старой» ЛЭП мы подразумеваем ныне действующую высоковольтную линию, соединяющую «ближнюю» (рядом с Безымянным шоссе) и «дальнюю» (на правом берегу Восточного Кичкилейского оврага) подстанции. «Новой» линией электропередач мы называем недостроенную и разрушающуюся ЛЭП, возведение которой началось в процессе строительства завода по ликвидации химического оружия в Леонидовке. «Старая» и «Новая» линии проходят параллельно друг другу. Расстояние, разделяющее их, не превышает 50-100 метров. Дороги, проходящие вдоль обеих ЛЭП, начинаются от коленчатого изгиба Золотарёвского шоссе между 1-м и 2-м километрами, проходят в юго-восточном направлении, пересекая верховья оврага Исачка и Кичкилейские овраги и выходя на Золотарёвское шоссе между 12-м и 13-м километрами. Общая протяжённость обеих дорог составляет около 10 км. Название, которое мы дали здесь этим дорогам, не вполне корректно, так как «Старая» ЛЭП в районе «дальней» подстанции сворачивает в юго-западном направлении, а «Новая» доходит только до района станции Леонидовки. В нескольких местах обе дороги пересекаются просеками, соединяющими их с Золотарёвским шоссе и другими лесными дорожками.
25. Дорога вдоль правого берега Западного Кичкилейского оврага
Путь ответвляется от дороги № 23 вдоль «Старой» ЛЭП, и, проходя в юго-западном направлении, почти параллельно правому берегу Западного Кичкилейского оврага, достигает окрестностей посёлка Возрождение. Дорога имеет ряд ответвлений. К средине пути примыкает дорога № 17.
26. Дорога вдоль левого берега Западного Кичкилейского оврага
Путь ответвляется от дороги № 23 вдоль «Старой» ЛЭП недалеко от левого берега Западного Кичкилейского оврага и следуют в направлении посёлка Возрождение. У дороги имеется важное ответвление, выходящее к посёлку Кичкилейка, как раз напротив Кичкилейского санатория. Между дорогами №№ 25 и 26 имеется перемычка, пресекающая Западный овраг приблизительно в километре от посёлка.
27. Дорога к посёлку Муравьёвка
Путь начинается от места, где от Золотарёвского шоссе ответвляется шоссе к Леонидовке. Дорога к Муравьёвке, проходящая в юго-западном направлении, служит как бы просёлочным продолжением асфальтового пути. Общая протяжённость дороги составляет около 4 км.
28. Дорога, соединяющая посёлки Бурчиха и Возрождение
Путь начинается от дороги, выходящей из посёлка Бурчиха, направляется в юго-восточном направлении, пересекает ручей Исачка, углубляется в лес и достигает окраин посёлка Возрождение, недалеко от шоссе, ведущего в Кичкилейку. Общая протяжённость дорожки – более 2 км.
Д.С. Иконников
Связаться с нами:
Связаться с нами, высказать замечания, поделиться идеями или предложить материалы можно по электронному адресу: geosmiinfo@mail.ru
Поддержать проект:
Поддержать проект можно переводом на счёт № 40817810348008954923 (Сбербанк) или при помощи приложения Юmoney:
Подписывайтесь на новостные рассылки, чтобы получать сообщения о новых публикация по электронной почте: