Человек проживает на Земле на протяжении многих тысячелетий. За это время он многое постиг и многому научился: проник в глубины материи, заглянул в далёкие галактики и т.д. Он создал неимоверное число наук, чтобы разобраться во всём, что доступное ему. Кажется, нет ни одной вещи в окружении человека, на которую он не обратил бы пристального внимания и не рассмотрел бы внимательным взглядом учёного. Но, всё же, есть в этом мире одна вещь, которая вызывает у него особый интерес. Именно этой вещи и посвящена большая часть наук, и эта вещь – сам человек.
В самом деле, все философские, все гуманитарные, все общественные, все технические, все сельскохозяйственные и все прикладные дисциплины посвящены человеку. Ради него было также создано абсолютное большинство медицинских наук. На первый взгляд, создаётся впечатление, что человечество подобно эгоисту, который внимает только собственной персоне.
Правда, трудно было бы бросить обвинение человеку в такой зацикленности на себе. Ведь если бы создать на Земле цивилизацию, было суждено не Homo sapiens, а какому-то другому биологическому виду, к примеру, зайцам, то и зайцы смотрели бы на себя как на венец творения. Поэты воспевали бы очарование косоглазых красоток и мужество длинноухих воителей. И, конечно же, большинство наук было бы посвящено зайцам: совершенству их телесной природы, утончённости их душевной организации, культурным и техническим достижениям и т.д. Заяц, поистине, был бы мерой всех вещей.
Однако есть в этой кажущейся самовлюблённости человечества одна странность. Заключается она в том, что человек, будучи единственным культурным, цивилизованным и мыслящим существом на планете, испокон веков выдумывал себе разумного собеседника, который бы, при этом, не был человеком. К примеру, в фольклоре многих народов можно найти сказки про говорящих, то есть разумных, животных. Многие из них настолько толковы и сообразительны, что советуют главному герою такое, до чего бы он сам никогда не додумался. Немало также мифов, в которых рассказывается о сверхъестественных существах – богов, ангелов, демонов, леших, домовых и т.д. Всех их объединяет то, что они, не являясь людьми, обладают разумом. Наконец, на протяжении последних столетий, когда наука доказала, что наша солнечная система – не одна во вселенной, люди начали бредить мыслью встретить «братьев по разуму». Эта мысль находит своё выражение в самых различных формах – от научно-фантастических романов, заслуженно ставших литературной классикой, до бредовых галлюцинаций про инопланетян, посещающих пьяниц и наркоманов. В основе всех перечисленных фантазий лежит одно – ощущение, того, что разум и способность мыслить не являются достоянием одного только человека.
В самом деле, если цивилизация людей когда-нибудь столкнётся с цивилизацией, созданной каким-то другим биологическим видом, то велика вероятность, что нам удастся установить с ней контакт и найти общий язык. Конечно, это будет значительно труднее, чем установить дипломатические отношения между двумя земными государствами. Но, всё же, нет непреодолимых препятствий для общения между людьми и цивилизованными и культурными не-людьми. Что же сделает возможным наш потенциальный контакт, к примеру, с инопланетянами? Или, если задать этот вопрос немного иначе, что общего будет у нас и у них?
Физическая природа наших братьев по разуму может принципиально отличаться от нашей. Они могут быть огромны как киты, а могут быть едва различимы в микроскоп. У них могут отсутствовать некоторые из наших органов чувств, но они также могут обладать органами чувств, неизвестными нам. Они могут жить как в воздушной, так и в жидкой, а то и в огненной среде. Но, как бы внешне и внутренне они не отличались от нас, если они смогли, как мы, создать культуру и цивилизацию, значит, они обладают такой же способностью к мышлению.
А мышление, в какой бы точке вселенной оно ни возникло, и кто бы ни был его носителем, всегда универсально, то есть, по сути своей одинаково для всех народов, стран и биологических видов. Нас, конечно же, могут спросить, почему мы так считаем? Ведь вселенная велика, условия в различных её уголках различны, а, стало быть, и возникающие в них формы жизни, будут принципиально отличаться друг от друга. Почему бы разным формам жизни не мыслить по-разному?
Но зададимся вопросом: что есть мышление? Или, что тоже: чем оно занимается? Как известно, способность мыслить нам необходима, прежде всего, для того, чтобы отражать действительность, понимать, что происходит в окружающем мире и внутри нас. А ведь окружающий мир представляет собой нечто единое и целое. Вселенная состоит из одних и тех же химических элементов, знакомых нам по таблице Д.И. Менделеева. Всюду действуют законы диалектики, и, как их вариант – законы физики. А если универсальна действительность, значит и отражаться в уме любого мыслящего существа она будет примерно одинаково. Следовательно, рано или поздно, любой разумный биологический вид задумается над теми же вопросами, которые вставали перед нашими философами: что такое «бытие» и что такое «ничто»? Что значит «хорошо» и «плохо»? Может ли количество переходить в качество? И т.д. и т.п.
Это обстоятельство, кроме всего прочего, вселяет надежду, что, даже если человечество погибнет в какой-то глобальной катастрофе, оставшиеся от него развалины городов, предметы из стекла и металла, книги, статуи и картины когда-нибудь попадут на глаза космонавтам из далёких миров, и они смогут по достоинству оценить наши достижения и наш опыт, и кое-что из них использовать в своём быту. В этом случае, наша смерть будет, так сказать, неполной. Что-то останется после нас, благодаря тому, что наше мышление универсально и, в сущности, бессмертно. Разумеется, при условии, что будет существовать тот, кто способен воспользоваться его плодами.
Получается, что тот интерес, который человечество испытывает к самому себе – это не просто результат зацикленности на себе и своеобразной самовлюблённости нашего биологического вида. Ведь человек, кроме всего прочего, является единственным носителем Разума на Земном Шаре. И, в сущности, получается так, что не просто человек интересуется самим собой, а Разум интересуется своим носителем. Или, если быть точным, одним из своих носителей.
Д.С. Иконников