Думаю, многие из нас задумывались над тем, что собой будет представлять человек будущего. Предкам свойственно интересоваться судьбой потомков. А, поскольку мы никогда точно не узнаем, что будет после нас, в ход идёт воображение. И кто только не пускал свою фантазию в свободный полёт, рассуждая на эту тему? Мыслители и писатели, художники и кинорежиссёры… А поскольку воображение у всех работает по-разному, на выходе получалось несчётное число картин мира будущего.
Причина интереса к будущему
Среди них всегда было полно пессимистичных пророчеств. Они создавались, чтобы предупредить людей об угрозе, ведомой только автору картины. Однако хватало и жизнерадостных, оптимистичных прогнозов. Кто-то стремился заглянуть в далекое будущее, от которого нас отделяют тысячелетия. Кто-то устремлял взгляд всего на пару десятилетий вперёд. Были те, кто рассуждал о космических полётах, тогда как кому-то было довольно дел земных.
Что, собственно, могло быть общего у всех воображаемых картин будущего? Пожалуй, только одно: во всех них нашло своё отражение явление технического прогресса. И это неудивительно. Техника (в широком смысле) занимает в нашей жизни всё более весомое место.
Возможно, само стремление заглянуть в будущее (что в науке и общественной жизни, что в искусстве и литературе) представляет собой реакцию на нахальное вторжение всевозможных технологий во все сферы нашей жизни. А ведь, к примеру, в средневековье поступь прогресса была тише. И, почему-то тогда людей реже занимал вопрос, что будет после них. Ведь будущее тогда было куда более предсказуемо, чем сейчас.
Научная фантастика как выражение наших тревог
Наверное, едва увидев, как новые технологии преображают облик земли, люди стали испытывать неосознанную тревогу. У них появилось сомнение: смогут ли они совладать с тем, что сами создали? Не обернётся ли техническое чудовище против них самих?
Эти переживания много лет находили и находят различное выражение. То они выливаются в научную и околонаучную фантастику. То им пытаются придать философскую форму. При этом и учёные, и писатели, и деятели искусства нередко ставят весьма важные вопросы. Один из них состоит в том, каким будет человек будущего? Какое место займём мы в мире бурно развивающихся технологий?
Здесь возможны два варианта. Либо человек обуздает технического демона, либо продаст ему душу. В первом случае, человек станет повелителем вселенной. Он будет покорять галактики, осваивать новые планеты, развивать науку. Человек будущего, в таком случае, окажется умным, волевым, сильным и высоконравственным. Именно таким он предстаёт, к примеру, в фантастических фильмах и книгах советского времени. Таковы, например, герои Ивана Ефремова. Приблизительно в том же духе представляли человека будущего Кир Булычев и ранние Стругацкие.
Конечно, исключение из этого правила в советском кинематографе составляет «Кин-дза-дза» Г.Н. Данелии. Но ведь это и не фантастика вовсе, а, скорее, социально-политическая сатира.
Тёмная сторона технического прогресса
Однако, в то же время, многие предупреждали о тёмной стороне технического прогресса. Ведь он действительно мог вознести человечество до небес. Но мог с такой же лёгкостью запихать его в выгребную яму. Развитие техники приносит в нашу жизнь изобилие, благополучие и комфорт. Но где гарантия, что они не пробудят в людях лень и тягу к низменным удовольствиям? Испытание сытостью может оказаться страшнее пытки голодом.
Образ человека-потребителя, неспособного существовать без технических побрякушек, больше характерен для зарубежной фантастики. В качестве примера можно привести, хотя бы знаменитый мультфильм «WALL-E» Эндрю Стэнтона.
Сатира на общество потребления, пожалуй, самое удачное, что есть в этой полнометражке. Люди в ней предстают совершено беспомощными существами. Они почти не могут передвигаться из-за ожирения. Их умственные способности находятся в плачевном состоянии из-за любви к удовольствиям. Радует, впрочем, уже то, что люди там не показаны сытыми свиньями. Сквозь жировые складки порой пробиваются остатки этики и морали. А ведь всё могло быть значительно хуже.
Перспектива превращения человека в свинью
Думаю, никто не отрицает, что угроза превратиться в заплывшего жиром потребителя реальна для наших современников. Само собой, с такими «людьми будущего» будущего у нас нет. И это понимают все.
Но необходимо, при этом, понимать и другую важную вещь. А именно: потребительство в современном его понимании, действительно порождается техническим прогрессом. Хотя и не только им. Но это не значит, что технический прогресс при любых условиях будет порождать потребительство.
Получается, неблагоприятный исход не предрешён, хотя и вероятен. А, значит, у человечества есть шанс не стать мерзкой скотиной с карикатур на общество потребления. Есть надежда, что мы останемся людьми, не смотря на бурное развитие технологий и коммуникаций.
P.S.
Кстати, в научной фантастике в последние полвека нередко звучит мотив борьбы человека с техникой. Самое известное воплощение он нашёл, пожалуй, в первых двух «Терминаторах» Джеймса Кэмерона.
При всей наивности такого взгляда на отношения людей и технологий, есть в нём нечто оптимистичное. Писатели и режиссёры как бы говорят от имени человечества: «мы ещё поборемся!». Поэтому рано, наверное, ставить крест на Homo sapiens. Может быть, биологический вид ещё выберется из ловушки, в которую сам загнал себя.
Д.С. Иконников
Связаться с нами:
Связаться с нами, высказать замечания, поделиться идеями или предложить материалы можно по электронному адресу: geosmiinfo@mail.ru
Поддержать проект:
Поддержать проект можно переводом на счёт № 40817810348008954923 (Сбербанк) или при помощи приложения Юmoney: