Есть ли в Пензе краевед, который избежал соблазна пуститься на поиски Предтеченского монастыря? Он для обитателей города на Суре – и Антлантида, и Китеж. С той только разницей, что, в отличие от легендарных городов, Предтеченский монастырь действительно существовал. Вот только, где он находился, достоверно не знает никто. И никакие поиски до сих пор не увенчались успехом. Слишком уж трагична была история монастыря. Да и люди, которые уничтожали его, сделали всё, чтобы от него не осталось даже памяти.
Сложно сказать, найдутся ли в архивах документы, которые сообщат подробности об основании и жизни монастыря. Очень бы хотелось, чтобы они, рано или поздно, попали в руки исследователей. А сейчас, материалы, которые имеются в нашем распоряжении, донельзя скудны.
В конце XIX века, В.В. Зверинский (1835-1893), известный исследователь российских монастырей, в своём знаменитом справочнике «Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской Империи» (1897), дал практически исчерпывающую библиографию истории Предтеченской обители.
Первым в списке источников стоит капитальная работы Павла Строева «Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви» (1877) (ссылка: ). Это справочник, включающий сотни имён и названий.
Самые ранние известия
В этой книге, в разделе XXV «Епархия Пензенская», находим две записи. Одна из них находится в колонке 958. Поясним, в труде, вместо номеров страниц даются номера колонок, по две на страницу. Так вот, в упомянутой колонке есть запись:
«Пензенского уезда, пустыни Богородицы Одигитрии и Усекновения главы Иоанна Предтечи:
«Строит. Трифон, в мар. 1674.
«– Никифор, 1723.»
А через две страницы, в колонке 961 читаем:
«V, 463 Пензенский Предтечев. Строит. Феодосий, с февр. 1713; игум. 1715-1719.
«Мнтрь уничтожен 1724; монахи перев. В Пензенский Спасский».
Примечательно, что В.В. Зверинский в своём справочнике дал ссылку сразу и на ту и на другую запись. Он, очевидно, предполагал, что обе относятся к одному монастырю, а не к двум монастырям-тёзкам.
Согласно его гипотезе, первоначально, около 1674 года, в окрестностях Пензы неким Трифоном была построена пустынь (то есть небольшой монастырь). В 1713 году под руководством Феодосия, на основе этой пустыни был построен сравнительно большой монастырь.
Насколько правомерно это предположение, сказать трудно. В частности, в пользу того, что обителей было две, говорит то, что имена их строителей и игуменов не совпадают. А вот момент исчезновения обоих монастырей приблизительно одинаков – 1723-1724 гг.
Большую часть ссылок В.В. Зверинский даёт на дела из многотомных «Описаний документов и дел, хранящихся в Архиве Святейшего Правительствующего Синода», издававшегося в конце XIX века.
Первое дело помещено в 1-й части II тома (№ 494/461).
Дело монаха Левина
В нём имеются документы, согласно которым: «…в нынешнем 1722 году, марта в 19 числе, некоторый человек, пришед в город Пензу, и кричал всенародно многие злые слова, касающиеся до превысокой чести Его Императорского пресветлого Величества и весьма вредительные Государству…». Указанным злоумышленником был монах Предтеченского монастыря Варлаам Левин. Он был схвачен и отправлен в столицу. Его делом занималась Тайная Канцелярия. По ходу следствия выяснилось, что у Левина были единомышленники, в том числе в стенах его монастыря. В чём именно заключался смысл «многих злых слов», в документе умалчивается. Возможно, старец Варлаам объявил Петра Великого антихристом.
Как свидетельствуют два дела из 2-й части II тома, в том же 1722 году, после окончания расследования, Левин и некоторые его товарищи были обезглавлены (дело № 858/511). Причём голову злонамеренного монаха и двух его единомышленников из числа священнослужителей, было приказано показывать в Пензе на столбах и «…выставить листы с надписанием вин их…».
Описание монастыря
Из другого дела (№ 1008/1265) можно узнать, что приблизительно в то же время, когда шло следствие, игумен Предтеченского монастыря Феодосий был вызван в Москву, и там умер. Каковы причины его дальней поездки и смерти, точно неизвестно.
Здесь же имеется сжатое описание самого монастыря, составленное по материалам записки пензенского подьячего Осипа Полякова. Там сообщалось, «…что в Предтечевом монастыре находится монахов двадцать человек, которые кормятся своими трудами, делая бочки, ведра и другую мелкую посуду, а также пожертвованиями от вкладчиков, что вотчинных крестьян и пахотной земли за монастырем нет; что, наконец, по близости Предтечева монастыря находится Спасо-Преображенский монастырь, в котором братии только десять человек».
В этом же печальном деле говорится о постановлении Святейшего Синода от 4 февраля (ст. ст.) 1723 года, согласно которому, Предтеченский монастырь следовало разобрать до основания, братию перевести в Спасо-Преображенский монастырь в Пензе. Туда же надлежало отправить и всю церковную утварь.
Попытка восстановить монастырь
Интересно, что к 1729-30 годам относится попытка возродить Предтеченский монастырь. Об этом есть сведения в деле № 604/726 VIII тома «Архива Святейшего Синода». Бывшие вкладчики и насельники монастыря подали об этом ряд прошений в Верховный Тайный совет, Дикастерию и Синод. Однако им было отказано.
Интересно, что характеристика монастыря в материалах этого дела, немного отличается от той, что дал Осип Поляков. Вместо двадцати монахов упоминается тридцать один переведенец из Предтеченского монастыря в Преображенский. Здесь же говорится о Предтеченской церкви, которая «…поставлена в ограде вне монастыря» и пустует. Есть также сведения, что до уничтожения монастыря за ним числились 50 четвертей земли. Расхождения, по-видимому, объясняются тем, что подьячий определял численность монахов и размеры имущества монастыря «на глаз». Тогда как просители в 1729 году могли быть знакомы с описями всего, что было передано в Преображенский монастырь.
Привязка к местности
Но самое главное, что есть в материалах этого дела – это географические ориентиры. В деле говорится, что обитель располагалась «…на Белой горе, по реке Суре…», в 4-х верстах от Пензы. Правда, нет данных, какая именно верста, имелась в виду – обычная или путевая. Вообще длина версты, в зависимости от времени и обстоятельств, могла составлять 500, 700 и 1000 сажен. К тому же неизвестно, имелось ли в виду расстояние по прямой, или длина пути. Кроме того, непонятно, где находилось урочище Белая гора. По крайней мере, до настоящего времени, это название не сохранилось.
Кроме того, В.В. Зверинский указал ещё на один источник – «Прибавление» к № 34 «Церковных ведомостей», где в рассказе об иноке Герасиме из Краснослободской «Спасовой пустыни» упоминается, что когда-то под Пензой стоял Предтеченский монастырь, который был уничтожен Петром Великим из-за смутьяна Варлаама Левина. В сноске есть замечание, что вероятно монастырь стоял «…неподалеку от нынешней Мочаловской мельницы…» (с. 1121). Однако статья эта была написана в конце XIX века, больше чем через полтора столетия после уничтожения монастыря. Поэтому данная привязка к местности не заслуживает особого доверия. Кроме того, никто не знает, где находилась пресловутая Мочаловская мельница. Ни сама она, ни её название не дошли до нас.
Поиски в начале XX века
Говоря о поисках Предтеченского монастыря, нельзя не упомянуть ещё об одной публикации. В 1904 году, в «Трудах Пензенской ученой архивной комиссии» (кн. II) появилась коротенькая заметка, принадлежавшая В.П. Попову. Называлась она «О двух достопримечательных открытиях, сделанных в 1904 году Пензенскою Ученою Архивною Комиссиею». В ней говорилось об открытии стоянки каменного века в районе реки Свинухи и о одной находке, сделанной членом комиссии В.П. Васильевым. Он был убеждён, что нашёл следы Предтеченского монастыря в 7 верстах от Ахунских дач в Засурском лесничестве. По словам исследователя, им был обнаружен каменный фундамент и длинный подвал. Однако ни описания местности, краевед не сделал «За позднем (sic) временем года…». Точно неизвестно, имели ли эти поиски продолжение.
Итак, что же мы имеем в сухом остатке? Известно, что в окрестностях Пензы находился Предтеченский монастырь, до основания разрушенный в 1723-24 годах. Наиболее вероятная дата его основания – 1713 год. Пустынь Богородицы Одигитрии и Усекновения головы Иоанна Предтечи, основанная в 1674 году, вероятнее всего, находилась в другом месте. В «Архивах Синода», церковь, перевезённая из разрушенного монастыря, именуется просто Предтеченской, а не церковью Усекновения главы Иоанна Предтечи. Богородица Одигитрия в документах по делу монаха Варлаама Левина, тоже не упоминается.
Где искать Предтеченский монастырь?
Где именно находился Предтеченский монастырь? Судя по всему, его следы следует искать неподалёку от реки Старой Суры, поскольку в XVIII веке, современного основного русла ещё не существовало. Об этом, например, говорит «План губернского города Пензы» 1790 года. Обитель могла располагаться как на левом, так и на правом берегу. Указание, что монастырь находился в 4 верстах от города, может говорить о том, что его надо искать не дальше, чем за 8-10 км от Советской площади, как исторического центра города Пензы.
Название урочища «Белая гора» может говорить о том, что обитель находилась на некотором расстоянии от берега реки, на возвышенности. Вопрос, может ли Белая гора иметь отношение к известному в настоящее время Белому омуту, пока остаётся без ответа.
Возможно, это предположение и не лишено смысла. Ведь название Белого омута в окрестностях Ахун связано с тем, что в его окрестностях на поверхность выходят осадочные породы беловатого мергеля. Такие же горные породы встречаются на склонах в окрестностях современной Бурчихи. Не исключено, что одна из здешних возвышенностей когда-то называлась Белой Горой. Но всё это пока – только гипотезы. Однако истинное место расположения Предтеченского монастыря нам пока неизвестно.
Д.С. Иконников, Л.Н. Иванова
В оформлении статьи мы использовали гравюру с изображением Пензы с рисунка А.И. Свечина (1765)
Связаться с нами:
Связаться с нами, высказать замечания, поделиться идеями или предложить материалы можно по электронному адресу: geosmiinfo@mail.ru
Поддержать проект:
Поддержать проект можно переводом на счёт № 40817810348008954923 (Сбербанк) или при помощи приложения Юmoney: