Новости:
  • Сквер на Конструкторской улице Одной из наиболее запоминающихся достопримечательностей микрорайона Ахуны является сквер на Конструкторской улице. Он сравнительно мал: с северо-запада он ограничен дорожным полотном Конструкторской улицы, с юго-запада…
  • Деревья-великаны На левом склоне оврага Чемодан, напротив городской стены г. Заречного, в непосредственной близости от елового массива находится участок леса, представляющий огромный интерес не только как…
  • Еловый массив в овраге… В овраге Чемодан, неподалёку от городской стены г. Заречного, в лесу находится небольшой участок, засаженный елями (предположительно, ель европейская). Территория, занятая под посадку, не особенно…
  • Пойменная дубрава Наиболее крупным по площади памятником природы в окрестностях Ахун и Засурья является Пойменная дубрава. Она занимает 371,6 гектаров. Статус особо охраняемой природной территории и памятника…
  • Кичкилейский сосняк с дубом По своей площади Кичкилейский сосняк с дубом – один из самых маленьких памятников природы в окрестностях Засурья и Ахун. Находится он в непосредственной близости от…
Facebook YouTube VK OK.ru Telegram WhatsApp
Природа / Человек

Кто первый человек или о чём предупреждал профессор Поршнев?

снежный человек

Вокруг имени Бориса Фёдоровича Поршнева (1905-1972), известного советского историка и философа, всегда велись и ведутся споры. Кто-то восхищается им, кто-то, наоборот, незаслуженно приуменьшает его заслуги. Спектр мнений, сложившихся об учёном, исключительно широк. И это не удивляет. Слишком уж широк и нестандартен был взгляд Б.Ф. Поршнева на человеческую историю. И его путь в науке был уникален и неповторим. А ведь когда прокладываешь новую дорогу через глухую, нехоженую тайгу, нельзя не наломать дров. И, вместе с тем, нельзя не столкнуться с чем-то новым, никому неизвестным. Возможно, поэтому многие мысли Б.Ф. Поршнева, если не оказались пророческими, то уж точно заслужили внимание.

Снежный человек

снежный человек
Профессор Б.Ф. Поршнев (1905-1972)

Антропологам особенно памятны работы Бориса Фёдоровича о «снежном человеке». Едва ли кто-то из крупных исследователей воспринимал их всерьёз. Да и людей, верящих в реликтового гоминоида, среди учёных мужей крайне мало. Упрекнуть исследователей за это нельзя. Зато их можно упрекнуть за то, что мало кто из них понял всю глубину вопроса. Ведь проблема «снежного человека» куда сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Образно выражаясь, пещера, в которой обитает наш йети, имеет двойное дно.

По этому поводу, стоило бы вспомнить, что ещё до начала своего увлечения проблемой «снежного человека», в 1955 году Борис Фёдорович опубликовал в «Вопросах философии» статью «Материализм и идеализм в вопросах становления человечества» (№ 5 за 1955). В этой статье Б.Ф. Поршнев попытался взглянуть на проблему происхождения человека не как антрополог, а как философ. Исследователь не стал копаться в деталях, а попробовал выявить самое общее и важное в этом вопросе.

То, как мы смотрим на наших предков

А наиболее существенным оказалось то, что в мире существует две точки зрения на происхождение человека. Первую из них Б.Ф. Поршнев считал неверной и идеалистической. Само собой, она была широко распространена среди западных учёных того времени. Но были у неё последователи и в СССР. Согласно этой точке зрения, начало человека и человеческого общества неизмеримо далеки от нас. Иные её адепты утверждали даже, что уже у питекантропов можно найти признаки духовной, общественной и даже религиозной жизни.

снежный человек
Австралопитек африканский (плезиантроп)
скульптурный портрет работы М.М. Герасимова

Однако есть и другой взгляд на этот вопрос. Именно его профессор Б.Ф. Поршнев считал правильным, сиречь материалистическим. По его мнению, истинным началом человечества следовало считать стартовый рубеж верхнего палеолита (около 40 тыс. лет назад). Именно в этот момент на сцену вышел человек современного типа (кроманьонца, неоантропа, Homo sapiens). Только он один и был человеком в полном смысле этого слова. Все же его предшественники (питекантропы, синантропы, большинство неандертальцев и т.д.) были только животными. Всю их братию Борис Фёдорович, пользуясь ленинской терминологией, предложил называть «человеком инстинктивным» (Homo instinctivus).

Человек или животное?

Само собой, говорить о человеческом обществе можно только с момента возникновения человека разумного. Только ему стали доступны сознательное производство, духовная культура, мораль, религия и т.д. До этого существовало только первобытное стадо. Кстати, Б.Ф. Поршнев, углубляясь в изучение «снежного человека», всегда подчёркивал, что он – только животное. И нет у нас оснований называть его братом и относиться к нему по-братски.

Человек из грота Кро-Маньон
(скульптурная реконструкция М.М. Герасимова)

Казалось бы, различия между приверженцами двух точек зрения на происхождение человека не так велики. Да и нельзя найти достоверные свидетельства, чтобы разобраться, кто прав, кто – нет. Но Борис Фёдорович, почему-то отчаянно боролся с теми, кто стремится «удревнить» человеческое в человеке. Что заставляло учёного тратить силы и ломать копья?

На самом деле, спор, в который ввязался профессор Б.Ф. Поршнев, только кажется маловажным. Если присмотреться пристальней к точке зрения «удревнителей» (назовём их так), станет заметна опасность. По их мнению, между человеком и животным не было пропасти. Их разделял только склон, вверх по которому, потихоньку, поколение за поколением, взбирались наши предки. Всё человеческое уже имелось в зачаточном виде у питекантропов. Но оно получило дальнейшее развитие у неандертальцев. А уж у кроманьонцев зародыши производства и духовной жизни достигли настоящего расцвета.

Опасность иных научных взглядов

Но если между категориями «животное» и «человек» лежит только склон, то автоматически возникает вопрос, как высоко поднялись по нему различные человеческие группы (расы, народы и т.д.)? Может быть, кто-то из людей вскарабкался по нему быстрее и выше, чем другие? А что если имеются племена, которые совсем недалеко ушли от животных? Получается, что концепция «удревнителей» открывает широкие перспективы для развития расизма и прочих биологических извращений.

Чарльз Роберт Дарвин (1809-1882)

От себя добавим, что одним из виновников появления такой точки зрения был Ч.Р. Дарвин (1809-1882). Доказывая родство человека и обезьяны, он встретился с яростным противодействием. И, в пылу полемики, кое в чём перегнул палку. А именно, стал утверждать, что между нами и животными нет качественной пропасти. Существуют только количественные различия.

Сознавал ли Б.Ф. Поршнев, что в своей статье пытается исправить ошибку великого учёного? Вероятнее всего нет. Но, по факту, это было именно так. Ведь Борис Фёдорович акцентировал внимание на качественных различиях между человеком и животным. Иными словами, он утверждал, что между теми и другими всё-таки есть пропасть. По одну сторону стоит тот, кто преодолел её. Это человек. Тот, кто находится по другую сторону – только животное. Третьего не дано. Либо человек, либо животное, либо общество, либо первобытное человеческое стадо, либо разум либо слепая власть инстинктов.

Краткий итог

Нельзя сказать, что эта концепция не оставляет места для расистских извращений. Но она изрядно ограничивает возможность манёвра для любителей подразделять людей по сортам. Едва ли мы ошибёмся, если скажем, что именно разработка этой концепции и подтолкнула Б.Ф. Поршнева к изучению проблемы «снежного человека». И, на самом деле, не судьба затерянных неандертальских популяций занимала учёного. Его интересовал вопрос о равенстве всех людей.

Д.С. Иконников

В заголовке статьи помещено изображение неандертальца из Ла-Шапель-о-Сен (скульптурный портрет раьботы М.М. Герасимова)

Связаться с нами:

Связаться с нами, высказать замечания, поделиться идеями или предложить материалы можно по электронному адресу: geosmiinfo@mail.ru

Поддержать проект:

Поддержать проект можно переводом на счёт № 40817810348008954923 (Сбербанк) или при помощи приложения Юmoney:

Оставьте комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Необходимые поля отмечены *