Новости:
  • Массив елей в окрестностях… Эта малоизвестная достопримечательность находится в лесу, на некотором расстоянии от оврага Исачка. Добраться до этого массива елей можно по дороге, ведущей в Возрождение и Кичкилейку.…
  • Сквер на Конструкторской улице Одной из наиболее запоминающихся достопримечательностей микрорайона Ахуны является сквер на Конструкторской улице. Он сравнительно мал: с северо-запада он ограничен дорожным полотном Конструкторской улицы, с юго-запада…
  • Деревья-великаны На левом склоне оврага Чемодан, напротив городской стены г. Заречного, в непосредственной близости от елового массива находится участок леса, представляющий огромный интерес не только как…
  • Еловый массив в овраге… В овраге Чемодан, неподалёку от городской стены г. Заречного, в лесу находится небольшой участок, засаженный елями (предположительно, ель европейская). Территория, занятая под посадку, не особенно…
  • Пойменная дубрава Наиболее крупным по площади памятником природы в окрестностях Ахун и Засурья является Пойменная дубрава. Она занимает 371,6 гектаров. Статус особо охраняемой природной территории и памятника…
Facebook YouTube VK OK.ru Telegram WhatsApp
История

Эпоха поздней бронзы на территории современной Пензенской области

бронзы

Есть два подхода к вопросу, на какие периоды следует дробить бронзовый век Восточной Европы. Исследователи степных культур отчётливо видят три этапа: раннюю, среднюю и позднюю бронзу. Каждому из них соответствует археологическая культура, господствовавшая в южнорусской степи. Раннему – ямная, среднему – катакомбная, позднему – срубная.

Совсем иначе на дело смотрят археологи, работающие в лесной полосе. Они на своём материале могут выделить только два этапа: раннюю и позднюю бронзу. Первый период связан, преимущественно, с распространением фатьяно-балановской культуры. Второй – с поздняковской культурой и культурой сетчатой керамики.

Но, труднее всего, конечно, приходится нам, исследователям лесостепной полосы. Как быть, если в наших краях сталкивались и южное и северное влияния? Что делать, если балановцы у нас соседствовали с катакомбниками? А культура сетчатой керамики со срубной?

Эпоха бронзы лесной и степной полосы

Выручает только то, что в лесной полосе бронзовый век наступил позже, чем в степи. А потому средняя бронза степной полосы более или менее совпадает с лесной ранней бронзой. А уж эпоха поздней бронзы едина и для леса и для степи. Конечно, если учитывать, что в отдалённые лесные уголки все новшества приходят с опозданием.

В целом, для Восточной Европы поздний бронзовый век был временем больших перемен. И главной из них было то, что знаменитая Циркумпонтийская металлургическая провинция распалась. Она раскололась на несколько частей, каждая из которых продолжила существование как отдельная металлургическая провинция. Одна из них получила название Европейской, другая – Кавказской и т.д.

Евразийская металлургическая провинция

Территория современной Пензенской области вошла в состав самого большого осколка Циркумпонтийской провинции. Евразийская металлургическая провинция во II тыс. до н.э. простиралась от Днепра почти до берегов Енисея. Основные её культурные центры тяготели к степной полосе. Но влияние распространялось и на лесостепь и на лес. Не стала исключением и таёжная зона Западной Сибири.

Эпоха поздней бронзы
Металлургические провинции Северной Евразии позднего бронзового века (из учебника “Археология” под ред. В.Л. Янина, 2006)

Первое время в рамках провинции традиционно использовались мышьяковые бронзы. Но, позднее, в широкое употребление входит медно-оловянный сплав.

На поздних этапах бронзового века совершенствуются приёмы металлообработки. Не стоит на месте и дело добычи металла. Ведь его требуется всё больше. Поэтому в позднем бронзовом веке, значение горно-металлургических центров продолжает возрастать. Для примера достаточно вспомнить о знаменитом Каргалинском центре на Южном Урале.

Трудно найти в стране человека, у которого это название не было бы на слуху. Слишком уж велика его значимость. Разработка металлов началась здесь ещё в эпоху ранней бронзы. И уже тогда значение Каргалинского центра было огромно. Но истинного своего расцвета он достиг в эпоху поздней бронзы.

План поселения Аркаим (Большая Российская энциклопедия)

С той поры в земле сохранилось множество поселенческих памятников. На них тысячи людей жили и кормились за счёт того, что добывали металл. Археологами обнаружены шахты, образующие под землёй сложные лабиринты. Найдены металлургические мастерские и т.д.

Само собой, кто-то должен был кормить и охранять горняков и металлургов. Каргалинский горно-металлургический центр находился в позднем бронзовом веке в ареале синташтинской культуры. И недаром она прославилась мощными укреплёнными поселениями. В том числе знаменитым комплексом Аркаим. Всё говорит о том, что разделение труда в синташтинском обществе достигло высоких степеней.

Культуры поздней бронзы в наших краях

Металлы, добывавшиеся в Каргалинских рудниках, широко расходились по территории Восточной Европы. Несомненно, доходили они и до тех мест, где спустя тысячелетия, возникла Пензенская область. Начало позднему бронзовому веку в наших краях положила абашевская культура, о которой мы уже говорили. Археологами подмечено, что часто абашевские материалы на поселенческих памятниках перекрываются материалами срубной культуры.

В частности, именно так было на Барковском поселении. Этот памятник, преимущественно, двухслоен. Нижние горизонты – абашевские, верхние – срубные[1]. Таким образом, срубники нередко селились там, где раньше жили абашевцы.

В каких отношениях находились обе культуры сказать пока трудно. Но большого хронологического разрыва между ними, как будто, не было. А, значит, были контакты. Возможно, даже абашевские племена сыграли известную роль в становлении срубной культуры. По крайней мере, в некоторых регионах.

Срубная культурно-историческая область

Василий Алексеевич Городцов

Своё название срубная культура получила от характерного погребального обряда. Это имя культуре дал В.А. Городцов (1860-1945), один из отцов-основателей русской археологической школы. Именно он разделил бронзовый век степей Восточной Европы на три этапа. Каждый этап получил название от доминирующей культуры.

А каждая из этих культур – от особенностей погребального обряда. Самой древней была ямная культура. Для неё были характерны подкурганные захоронения в простых ямах. За ней следовала катакомбная культура. Её носители также хоронили своих покойных под курганами, но в боковых катакомбах. Позже всех пришли срубники. Для них были характерны погребения в ямах, боковые стенки которых были обложены 1-2 бревенчатыми венцами. Получалось, что погребение было, как бы, заключено в низкий сруб.

Правда, со временем выяснилось, что срубники не так уж часто использовали этот ритуал. Но устоявшегося названия культуры менять не стали.

Хозяйство срубной культуры эпохи поздней бронзы

Срубники, преимущественно, были скотоводами. Разводили крупный и мелкий рогатый скот и лошадей. Очевидно, где-то бытовало полукочевое скотоводство, где-то – оседлое, пастушеское. А кое-где могли быть и зачатки земледелия.

Начало финальной бронзы
Начальные этапы позднего бронзового века (учебник “Археология” под ред. В.Л. Янина, 2006)

Такое хозяйственное разнообразие было неизбежно. Ведь срубная культура (точнее культурно-историческая область) распространилась на огромные территории. В позднем бронзовом веке срубники занимали всю степную и большую часть лесостепи Русской равнины. При таком разнообразии ландшафтов поневоле приходилось осваивать разные типы хозяйства.

Срубные памятники

Абсолютное большинство материалов бронзового века с территории Пензенской области принадлежит именно срубной археологической культуре. Для примера откроем, хотя бы, путеводитель М.Р. Полесских «Археологические памятники Пензенской области» (1970). До настоящего времени эта работа является самым основательным сводом археологических объектов в регионе. Из этой книги мы узнаем, что срубные материалы встречены в большинстве районов области:

Пензенский край в эпоху поздней бронзы
Археологические памятники позднего бронзового века на территории Пензенской области: 1. Петрунинское поселение (Громок) (Башмаковский р-н). 2. Нарышкино (Бековский р-н). 3. Поим (Белинский р-н). 4. Лебедянка (Земетчинский р-н). 5. Разин (Земетчинский р-н). 6. Большие Верхи (Каменский р-н). 7. Кевдо-Мельситово (Башмаковский р-н). 8. Александровка (Наровчатский р-н). 9. Красный Восток (Наровчатский р-н). 10. Озимёнки (Наровчатский р-н). 11. Тезиково-Михайловское (Наровчатский р-н). 12. Новая Нявка (Нижнеломовский р-н). 13. Новая Пятина (Нижнеломовский р-н). 14. Пензенские стоянки (городская черта Пензы). 15. Кривозерье (городская черта Пензы). 16. Байка (Сердобский р-н). 17. Куракино (Сердобский р-н). 18. Старое Захаркино (Шемышейский р-н). 19. Матчерское (Земетчинский р-н). 20. Земетчино (Земетчинский р-н). 21. Алферьевка (Пензенский р-н). 22. Барковка (городская черта Пензы)

Башмаковский район: Петрунинское поселение (Громок)[2, с. 9].

Бековский район: селище около села Нарышкино[2, с. 16].

Белинский район: селище у села Поим[2, с. 23].

Земетчинский район: селища в районе населённых пунктов Лебедянка и Разин[2, с. 45-56].

Каменский район: срубные курганы у поселков Большие Верхи[2, с. 51] и Кевдо-Мельситово и селище Зимница[2, с. 54].

Наровчатский район: срубные материалы зафиксированы на селищах Александровское, Красный Восток, Озимёнки, Тезиково-Михайловское[2, с. 91-98].

В Нижнеломовском районе срубная керамика найдена в окрестностях сёл Новая Нявка и Новая Пятина[2, с. 102-103].

Пензенский район: схожие находки сделаны на Пензенских стоянках и в районе Кривозерья[2, с. 121].

В Сердобском районе срубный культурный слой зафиксирован на селищах Байка[2, с. 131] и Куракино[2, с. 135].

Шемышейский район – селище Старое Захаркино[2, с. 153].

Таким образом, число срубных памятников в области велико. И это неполный список. Ведь были же ещё памятники, которые открыли после М.Р. Полесских.

Черепа людей эпохи бронзы

Два раза в Пензенской области находили останки людей, захороненных в соответствии со срубным погребальным обрядом. Так, в 1962 году в Каменском районе, близ села Кевдо-Мельситово М.Р. Полесских раскопал срубный курган. В погребении под ним были найдены фрагменты мужского черепа.

Череп эпохи бронзы
Фрагменты черепа из Кевдо-Мельситово
Череп из Кевдо-Мельситово

Из-за плохой сохранности, трудно судить, каков был его обладатель. Несколько лучше сохранился лицевой скелет. Лицо индивида имело средние пропорции. Антропологи называют людей с таким типом лица мезенами. В противоположность лептенам с высокими пропорциями лица. И эуренам с низким и широким лицом.

Покойный из Кевдо-Мельситовского кургана был европеоидом. Об этом, прежде всего, говорило строение носа. Он обладал высоким переносьем и сильно выступал вперёд. Кроме того, у индивида была низкая орбита, что также является европеоидным признаком. Подробнее о различиях европеоидов и монголоидов читайте наши материалы.

Череп из кургана под Наровчатом

Позднее, в 1996 году под Наровчатом археологи раскопали ещё один срубный курган. На этот раз в погребении лучше сохранился мозговой отдел черепа. Он явно принадлежал мужчине средних лет. Голова его имела удлинённые пропорции, что, в целом, типично для срубников.

Исторические судьбы срубной культуры

Срубные сосуды поздней бронзы
Срубные сосуды из Атяшевского кургана (Мордовия) из книги “Археология Мордовского края” (2008)

Однако, как ни велико число срубных археологических памятников в Пензенской области, но исследованы они слабо. Подробнее всего о них рассказано в монографии А.Х. Халикова «Древняя история Среднего Поволжья» (1969)[3].

В общем и целом, срубная культура датируется серединой и второй половиной II тыс. до н.э.[3, с. 215]. Причём материалы из Пензенской области, по мнению А.Х. Халикова, относятся к раннему периоду культуры. К тому времени относятся приземистые острорёберные горшки и банки[3, с. 216].

Срубные сосуды часто украшались горизонтальными и наклонными линиями, зигзагами, «ёлочкой» и т.д.). Срубники достигли немалых успехов в металлургии. Но нередко пользовались и каменными топорами и булавами.

курган эпохи бронзы
План Кевдо-Мельситовского кургана (по М.Р. Полесских)

По всей видимости, хозяйство срубной культуры сильно зависело от природных условий. В наших краях срубники вели более или менее оседлый образ жизни. Занимались они, преимущественно, животноводством. Могли знать и земледелие. Жили срубники в полуземлянках, имевших каркасно-столбовую конструкцию. Хоронили своих покойных под курганами.

Есть основания считать, что пензенские срубники генетически были связаны со срубными племенами Подонья[3, с. 220]. Историческую судьбу этих племен А.Х. Халиков рисовал следующим образом. Около XIV-XIII веков до н.э. в бассейне Мокши и Суры появляются племена поздняковской культуры. Они или вытесняют или ассимилируют срубников[3, с. 221]. В то же время к востоку от бассейна Суры срубная культура продолжает своё развитие.

Впрочем, схема, предложенная А.Х. Халиковым – только гипотеза. Для её проверки нужны масштабные раскопки.

События в лесной полосе в эпоху поздней бронзы

Чтобы понять смысл дальнейших исторических событий, необходимо вернуться на несколько веков назад. То есть в первую половину II тыс. до н.э. Как мы уже говорили, почти до рубежа III /II тыс. до н.э. в лесной полосе Восточной Европы значительные территории занимала волосовская культура. В первой половине II тыс. до н.э., под воздействием фатьяно-балановских племён, она распалась[3, с. 240-241].

После сложных этнокультурных процессов, на волосовской базе сформировалось несколько культур. Наиболее крупных из них было три. Поздняковская на западе, приказанская на востоке и, как бы вклинивающаяся между ними чирковско-сейминская.

Поздняковская культура

Поздняковское влияние начинает сказываться в регионе во второй половине II тыс. до н.э. Вероятнее всего, к этому времени относятся материалы некоторых памятников в бассейне реки Выши. Основной ареал поздняковских племён расположен в бассейне реки Оки. Жили поздняковцы, преимущественно, в полуземлянках каркасно-столбовой конструкции.

Поздняковский сосуд в экспозиции ГИМ
Поздняковский сосуд в экспозиции ГИМ

Наравне с металлическими орудиями широко использовались инструменты из кремня: скребки и наконечники стрел. Керамика имела в тесте примесь дресвы и шамота. Среди посуды преобладали баночные формы или горшки, иногда острорёберные. Орнаментальные мотивы были очень разнообразны. Отпечатки зубчатого штампа нередко образовывали сложные композиции. В том числе линии, зигзаги, сетки и т.д.[4, с. 131-133]. Заметную роль играли и верёвочные отпечатки[5, с. 76].

Своих покойников поздняковцы хоронили как под курганами, так и в грунтовых ямах[4, с. 131-133].

Аким-сергеевские памятники эпохи поздней бронзы

Аким-сергеевские сосуды (по В.Н. Шитову)

С поздняковскими материалами длительное время смешивали артефакты особой культурной группы. В настоящее время она носит название памятников аким-сергеевского типа. Они действительно относятся приблизительно к тому же времени, что и поздняковская культура. То есть, к середине и концу II тыс. до н.э.

Есть нечто общее и в культуре. Например, и поздняковцы и аким-сергеевцы украшали керамику «жемчужинами». У археологов принято называть так орнамент в виде маленьких выпуклых полусферических бугорков. Чтобы они образовались на поверхности сосуда, на его стенку нужно было надавить изнутри.

Однако есть между культурными группами различия. И, прежде всего, это тоже касается керамики. На аким-сергеевских поселениях преобладали горшки с высокими округлыми плечиками. Их дно было узким, уплощённым или даже округлым. Венчик, как правило, был плавно отогнут. Снаружи он был приострён, так что образуется бортик с треугольным сечением и украшен отпечатками зубчатого штампа[6, с. 196].

Керамика бронзового века с поселения Красный Восток (по В.В. Ставицкому)
Керамика бронзового века с поселения Красный Восток (по В.В. Ставицкому)

Орнамент на аким-сергеевских сосудах был несколько беднее, чем на поздняковских. Излюбленные приёмы – ямочные вдавления и те же «жемчужины». Хотя нередко использовался и гребенчатый штамп, при помощи которого составлялись довольно сложные композиции. В том числе зигзаги, горизонтальные линии, вертикальные «ёлочки» и т.д.[6, с. 197].

На территории Пензенской области аким-сергеевская керамика была встречена в Примокшанье и Посурье. А также в верховьях рек Выши и Хопра. Так, в Наровчатском районе это поселения Озимёнки, Красный Восток, Тезиково-Михайловское. В Земетчинском – Матчерское и Земетчинское. В Пензенском районе известны поселения Ерня, Целибуха и Алферьевское. Наконец, в Сердобском районе, аким-сергеевские материалы найдены на поселении Куракино IV[5, с. 69-74].

Происхождение аким-сергеевского населения

С одной стороны, наблюдается сходство между керамикой поздняковской культуры и аким-сергеевского типа. Но сходство это не абсолютно. Особенно трудно найти у поздняковцев аналогии характерному орнаментированному венчику с бортиком. В остальном их можно было бы даже перепутать.

Зато, известные аналогии аким-сергеевским материалам можно найти не на западе, а на востоке. Как мы помним, на волосовской основе сформировалась не только поздняковская культура. Важную роль в истории Поволжья сыграла также приказанская культура. Одному из хронологических этапов этой культуры А.Х. Халиков дал название атабаевского. Он относится к XII-XI вв. до н.э.[3, рис. 55].

Именно в атабаевских древностях ряд исследователей (включая В.В. Ставицкого) находит сходство с аким-сергеевскитми материалами[5, с. 77]. В настоящее время приказанскую культуру принято разделять на несколько культур. Атабаевские древности, преимущественно, относят к сусканской культуре. Но это принципиально не меняет дела. Таким образом, в конце поздней бронзы у нас преобладало не западное, позняковское, а восточное влияние.

Феномен культуры сетчатой керамики

Бронзовые изделия из могильников культуры сетчатой керамики в экспозиции ГИМ

Почти на самом рубеже позднего бронзового и раннего железного веков в Пензенском крае появляются памятники культуры сетчатой керамики.

Эта культура представляет собой весьма интересный в историческом отношении феномен. Феномен редкий, хотя и не уникальный. Его суть в том, что во II тыс. до н.э. из разношерстных осколков множества лесных культур бронзового века, сформировалось единая культурно-историческая область. И не просто сформировалась, но и распространилась на громадные территории.

Её ареал включал большую часть лесной полосы Восточной Европы. Встречались её памятники и в лесостепи, в том числе на территории современной Пензенской области. В частности, большая коллекция сетчатой керамики была найдена на поселении Красный Восток в Наровчатском районе[6, с. 203].

Особенности культуры сетчатой керамики эпохи поздней бронзы

Сосуд культуры сетчатой керамики в экспозиции ГИМ

Культура сетчатой (или текстильной) керамики получила своё название от характерного способа украшать глиняную посуду. Вся её наружная поверхность покрывалась отпечатками зубчатых или гладких штампов, а то и просто щепки. Только вдоль венчика шёл орнаментальный поясок из ямок, «жемчужин», линий и т.д. Из-за этого поверхность сосуда становилась похожей на ткань. Одно время учёные даже думали, что эти узоры – отпечатки ткани или сетки. Отсюда и возникло это странное название. Дно у «сетчатых» сосудов могло быть как уплощённым, так и круглым. В формовочное тесто добавляли песок, реже дресву.

Жили носители культуры сетчатой керамики в небольших полуземлянках, по-видимому, имевших каркасно-столбовую конструкцию. Вероятнее всего, они вели относительно оседлый образ жизни.

Почему возник культурный феномен?

Сетчатая керамика с поселения Красный Восток (по В.В. Ставицкому)

В чём была причина широкого распространения в восточноевропейских лесах единой культуры сетчатой керамики? Точного ответа на этот вопрос мы, конечно, никогда не узнаем. Но есть основания считать, что причины унификации разнородных лесных культур «под одну гребёнку» таковы. К концу бронзового века жители лесной полосы познакомились с производящим хозяйством. Животноводство и зачатки земледелия распространились настолько, что произошла своеобразная нивелировка хозяйственной деятельности. А она, в свою очередь, потянула за собой нивелировку культурную.

Насколько убедительно такое объяснение – сказать трудно. Некоторые исследователи видят в носителях культуры сетчатой керамики возможных предков финских народов Восточной Европы. Их даже порой противопоставляют якобы ираноязычным срубникам. На самом деле, мы пока не можем точно сказать, какими языками пользовались те и другие.

Ряд исследователей считает, что одним из главных элементов, на основе которого формировалась культура сетчатой керамики, были аким-сергеевские племена[6, с. 205]. Если это так, то территория современной Пензенской области сыграла выдающуюся роль в истории населения Восточной Европы. Слишком уж велико значение этой культуры.

Д.С. Иконников

Литература:

1 Пряхин А.Д. О поселениях абашевской общности в юго-западных районах Среднего Поволжья // Советская археология. 1975. № 4 ссылка

2 Полесских М.Р. Археологические памятники Пензенской области: Путеводитель. 1970

3 Халиков А.Х. Древняя история Среднего Поволжья. 1969 ссылка

4 Археология СССР. Эпоха бронзы лесной полосы СССР. 1987 ссылка

5 Ставицкий В.В. Бронзовый век Посурья и Примокшанья. 2005

6 Археология Мордовского края. 2008 ссылка

Связаться с нами:

Связаться с нами, высказать замечания, поделиться идеями или предложить материалы можно по электронному адресу: geosmiinfo@mail.ru

Поддержать проект:

Поддержать проект можно переводом на счёт № 40817810348008954923 (Сбербанк) или при помощи приложения Юmoney:

Подписывайтесь на новостные рассылки, чтобы получать сообщения о новых публикация по электронной почте:

Оставьте комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Необходимые поля отмечены *