Новости:
  • Сквер на Конструкторской улице Одной из наиболее запоминающихся достопримечательностей микрорайона Ахуны является сквер на Конструкторской улице. Он сравнительно мал: с северо-запада он ограничен дорожным полотном Конструкторской улицы, с юго-запада…
  • Деревья-великаны На левом склоне оврага Чемодан, напротив городской стены г. Заречного, в непосредственной близости от елового массива находится участок леса, представляющий огромный интерес не только как…
  • Еловый массив в овраге… В овраге Чемодан, неподалёку от городской стены г. Заречного, в лесу находится небольшой участок, засаженный елями (предположительно, ель европейская). Территория, занятая под посадку, не особенно…
  • Пойменная дубрава Наиболее крупным по площади памятником природы в окрестностях Ахун и Засурья является Пойменная дубрава. Она занимает 371,6 гектаров. Статус особо охраняемой природной территории и памятника…
  • Кичкилейский сосняк с дубом По своей площади Кичкилейский сосняк с дубом – один из самых маленьких памятников природы в окрестностях Засурья и Ахун. Находится он в непосредственной близости от…
Facebook YouTube VK OK.ru Telegram WhatsApp
Природа

Ахунский дендрарий

Вид Ахунского дендрария

По площади и биологическому разнообразию этот памятник природы несколько уступает Ботаническому саду им. И.И. Спрыгина. Но именно на территории Ахунского дендрария располагаются самые старые в городской черте Пензы массовые посадки растений-экзотов. Первые деревья были высажены здесь в 1894 году, при лесничем А.М. Милованове (заведовал лесничеством в 1890-1907 гг.), по приказанию которого на территории Засурского лесничества было заложено несколько коммерческих питомников, в которых выращивались на продажу саженцы экзотических растений[1, с. 44-45].

По данным И.С. Антонова и Ю.П. Саволея, при лесничем Ф.А. Лабурцеве (заведовал лесничеством в 1909-1918 гг.) площадь так называемого «верхнего» питомника достигла 14,7 гектаров. В этот период производится посадки лиственниц и елей, сохранившиеся до настоящего времени. В период Первой Мировой войны, из-за упавшего спроса на экзотические растения, саженцы, не нашедшие сбыта, переросли и сформировали лесные насаждения. Таким образом, возник Ахунский дендрарий[1, с. 47-48].

Поляна на территории Ахунского дендрария
Поляна на территории Ахунского дендрария

Посадки растений-экзотов продолжались на территории Ахунского дендрария на протяжении 1920-х, 1940-х и 1960-х годов, преимущественно, силами учащихся различных лесных учебных заведений[1, с. 100]. Статус особо охраняемой природной территории и памятника природы Ахунский дендрарий получил 24 мая 1983 года, в соответствии с «Решением исполнительного комитета Пензенского областного совета народных депутатов № 329». Согласно паспорту государственного комитета по охране окружающей среды Пензенской области (1998), на площади Ахунского дендрария «…Всего было высажено около 50 видов деревьев и кустарников. Среди них представители флоры Западной Европы, Сибири, Дальнего Востока, Китая, Японии и Северной Америки».

С трёх сторон памятник памятник обступают участки Ахунского соснового бора, с четвёртой, западной стороны находятся заборы усадеб 2-й Питомниковой улицы. Искать точные границы Ахунского дендрария – дело крайне неблагодарное. Точных координат пограничных точек в открытом доступе нам найти не удалось. На странице, посвящённой генеральному плану города на сайте Пензенской администрации таких сведений также не имелось. Непосредственно на карте функциональных зон ничего похожего на границы особо охраняемых природных территорий не обозначено.

Окрестности Ахун на карте функциональных зон

Есть ещё карта на сайте Росреестра, и на ней, немного потрудившись, можно найти особо охраняемую природную территорию «Ахунский дендрарий» с реестровым номером 58:29-9.2 (ссылка: ).

Территория Ахунского дендрария на карте Росреестра

Однако, вопрос, насколько можно доверять этой карте остаётся открытым. Уже тот факт, что на эту территорию налезает участок, предназначенный для индивидуального жилого строительства с кадастровым номером 58:29:2005013:460 говорит о многом. Тут либо границы памятника неверны, либо какой-то шибко предприимчивый гражданин оттяпал себе кусок заповедной территории, а все компетентные органы, занимающиеся вопросами межевания и охраны природы, посмотрели на эту несусветную наглость сквозь пальцы.

Есть и другие примеры, когда публичная кадастровая карта Росреестра сообщает нам, скажем так, данные, вызывающие удивление. Возьмём близлежащий памятник природы – Ахунский сосновый бор. В паспорте особо охраняемой природной территории имеется схематический план объекта. И на этом плане участок леса, примыкающий к перекрёстку улиц Коннозаводской и Грибоедова, широкой перемычкой соединяется с остальным массивом Ахунского соснового бора.

Ахунский сосновый бор на карте Росреестра. Проблемный участок обозначен красной стрелкой

А вот если мы найдём тот же памятник на кадастровой карте Росреестра, то увидим, что никакой перемычки в этом районе нет, а помянутый участок леса изолирован от других участков ООПТ. Как говорил Козьма Прутков: «Если на клетке слона прочтешь надпись: буйвол, — не верь глазам своим».

Одним словом, границы Ахунского дендрария (как и Ахунского соснового бора) мы можем определить только приблизительно. По данным паспорта объекта, дендрарий располагается в границах 155-го и 165-го лесных кварталов. Но, к сожалению, квартальные столбы в этом районе давно не встречались. Единственный более или менее точный ориентир – это заборы усадеб 2-й Питомниковой улицы, располагающиеся на границе с лесом. Эти заборы определяют памятник с запада. На северо-востоке и востоке границы Ахунского дендрария проходят где-то вблизи лесной дороги, соединяющей бывший Санаторий им. С.М. Кирова с окрестностями Ахунского кладбища.

Схема Ахунского дендрария
Схематический план Ахунского дендрария. числами обозначены: I. Северная (тополиная) просека. II. Главная просека. III. Южная (лиственничная) просека. 1-2. Большая и Малая поляны. 3. Ельник. 4. Лиственничная аллея. 5. Серый орех. 6. Куртина сосен Веймута. 7. Роща хвойных деревьев (ели и сосны кедровые). 8. Роща маньчжурского ореха и бархата Амурского. 9. Заросли клёна полевого. 10. Заросли ясеня. 11. Отдельно стоящие Веймутовы сосны.

От дороги, проходящей параллельно заборам, поочерёдно ответвляется три просеки. Северная, в отличие от остальных, проходит не в восточном, а в северо-северо-восточном направлении и соединяется с дубовой аллеей. По обе стороны от северной просеки растут старовозрастные тополя. Нет сомнений, что тополиная аллея состоит из деревьев, посаженных в этом районе искусственно, так как за пределами Ахунского дендрария по всей округе не имеется тополиных рощ. Вероятно, это тополь канадский. Когда именно были посажены деревья, сказать трудно. Возможно, ещё до Революции.

Вторая, главная, просека проходит в восточном направлении. Она соединяется с одним из проездов Питомниковой улицы и является единственной дорогой в дендрарии, по которой возможно передвижение на транспорте. В большом треугольнике, образованном северной и главной просеками располагается ельник. Посадка саженцев ели европейской и сибирской здесь осуществлялась в 1909 году[1, с. 100]. Деревьям, произрастающим здесь, таким образом, исполнилось свыше 110 лет.

Гибнущие деревья
Возобновление ели

Состояние этого участка леса до начала 2010-х годов было вполне удовлетворительным. Ельник образовывал сплошной массив площадью не менее 1,5 гектаров. Однако спустя некоторое время после засушливого лета 2010 года, еловые деревья стали массово гибнуть. В результате «море тайги» разделилось на несколько островков. Так как уборка территории от упавших деревьев не осуществляется, небольшие просеки оказались полностью засыпаны ветроломом. Этот участок дендрария до настоящего времени остаётся практически непроходим. Однако есть и хорошие новости: в северной части дендрария в настоящее время наблюдается процесс естественного возобновления ели.

Главная просека Ахунского дендрария
Куртина сосен Веймута на главной просеке

Ещё одной важной достопримечательностью главной просеки является куртина Веймутовых сосен, посаженных здесь одновременно с елями[1, с. 100]. К сожалению, по каким-то причинам, этот североамериканский эндемик не возобновляется в наших условиях. Поэтому число деревьев постоянно сокращается.

В западной части по обеим сторонам главной просеки было высажено шесть канадских тополей[1, с. 100]. Пять из них сохраняются до настоящего времени, а один погиб сравнительно недавно.

Серый орех Ахунского дендрария
Серый орех

Южная просека проходит параллельно главной. В пространстве между ними расположены две поляны искусственного происхождения. В настоящее время обе они зарастают осиной и американским клёном, что создаёт угрозу для кустарников-экзотов (в том числе жёлтой акации), растущих по краю поляны. Между усадьбами 2-й Питомниковой улицы и поляной растут два серых ореха, и небольшая группа сосен Веймутова, большая часть которой погибла в недавнее время. Особый интерес представляет старый серый орех. Его массивный ствол образован двумя деревьями, сросшимися воедино. Время их посадки, вероятней всего, – 1940-й год[1, с. 101].

В пространстве между полянами и южной просекой имеются две рощи, разделённые небольшой дорожкой. В одной из них сосредоточены хвойные деревья – ель и кедровая сосна (сейчас сохранилось только 1-2 дерева). Очевидно, они были посажены уже после Войны.

Другая роща образована орехом маньчжурским и бархатом амурским. Если хвойные деревья находятся в угнетённом состоянии, то лиственные чувствуют себя неплохо. Орех маньчжурский успешно размножается семенами. Бархат, обладающий мягкой пробковой корой, чувствует себя менее уверенно. Однако недавно в окрестностях было замечено молодое деревце, что говорит о том, что растение способно размножаться самосевом в условиях средней полосы России.

Лиственничная аллея Ахунского дендрария
Лиственничная аллея

Южная просека, которую также называют лиственничной аллеей, весьма живописна. С южной стороны от дороги находится полоса, плотно засаженная лиственницей сибирской, посаженной здесь весной 1913 года[1, с. 100]. По северную сторону от дороги, между ней и поляной, отдельными деревьями или куртинами произрастают лиственница европейская, сосна Веймутова, орех Маньчжурский, конский каштан и т.д. Большинство старых деревьев этих видов посажено здесь либо в 20-е, либо в начале 40-х годов XX века[1, с. 101]. Некогда здесь можно было найти сосну Бангса и ольху с рассечёнными листьями, но, к этому моменту, эти деревья погибли.

Также в пространстве между главной и южной просеками, к востоку от поляны, находятся две небольшие рощи. В одной произрастают ясени, в другой – клёны полевые. Деревца молодые, и, очевидно, были посажены здесь не позднее второй половины XX века. Особенно хорошо чувствуют себя клёны, активно распространяющиеся самосевом.

Поляна Ахунского дендрария
Поляна на территории Ахунского дендрария

В настоящее время состояние дендрария внушает не просто опасения, а открытую тревогу. Его состояние запущено донельзя. Первое, что бросается в глаза при посещении памятника природы – горы ветролома и валежника. Расчистка территории Ахунского дендрария не проводилась, по меньшей мере, на протяжении двадцати последних лет. Многие районы стали непроходимы. Завалы, кроме того, служат местом обитания для различных видов грибов-паразитов, плесени и клещей. В таких условиях растения-экзоты не могут длительное время конкурировать с местной, хорошо приспособленной к нашим условиям флорой, и гибнут. Подсадка молодых деревьев и кустарников не производится.

Бичом Ахунского дендрария одно время были также сбросы дурно пахнущих, очевидно, канализационных, вод из подземного трубопровода, проходящего поблизости. В последнее время к проблемам памятника природы добавились также квадроциклисты и наркоманы.

Квартальный столбик Ахунского дендрария
Старый квартальный столбик
Старый квартальный столбик

Между тем, многие местные жители хорошо помнят ООПТ в его нормальном состоянии. В последний раз территория Ахунского дендрария облагораживалась в конце 1990-х годов. Тогда не только была проведена расчистка территории, но и установлены квартальные столбики, подразделявшие памятник на небольшие участки. Некоторые из этих декоративных столбиков сохранились до настоящего момента как воспоминание о былой роскоши.

В целом, судьба Ахунского дендрария выглядит плачевно. Просуществовав свыше ста лет, он в первый раз за свою долгую историю, оказался на грани гибели.

Д.С. Иконников

Литература:

1 Антонов И.С, Саволей Ю.П. Пензенские леса и памятники природы. 2012

Связаться с нами:

Связаться с нами, высказать замечания, поделиться идеями или предложить материалы можно по электронному адресу: geosmiinfo@mail.ru

Поддержать проект:

Поддержать проект можно переводом на счёт № 40817810348008954923 (Сбербанк) или при помощи приложения Юmoney:

Подписывайтесь на новостные рассылки, чтобы получать сообщения о новых публикация по электронной почте:

Оставьте комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Необходимые поля отмечены *